Рекомендации для родителей на тему: «Пальчиковые игры для детей с РАС»
Детям с ОВЗ и в частности имеющих расстройства аутистического спектра необходима постоянная поддержка и помощь взрослого, поэтому родители должны включаться не только в процессы по развитию навыков самообслуживания, обучения, но и в игровую деятельность.
Организовывая игровую деятельность ребенка с ОВЗ родитель должен помнить, что ребенку важно четко понимать, что ему нужно сделать и что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата.
У детей с РАС процессы получения и обработки информации имеют замедленный характер. Такие дети склонны отвлекаться, быстрее уставать, новый материл осваивается ими дольше и сложнее.
Пальчиковые игры хороши тем, что они отличаются увлекательностью и эмоциональностью а так же базируются на трех принципах: «Слышу. Вижу. Делаю».
Такие игры развивают мелкую моторику и речь, восприятие и мышление, учат вслушиваться во взрослую речь, развивают творческие задатки, поскольку руками и пальцами можно «рассказать» целые истории.
При организации пальчиковой игры родителям важно запомнить несколько правил:
- прежде чем предложить ребенку игру попробовать поиграть самостоятельно, добиваясь четкости движений пальцев и рук;
- перед игрой нужно настроить ребенка, заинтересовать его;
- игре должны предшествовать разминка пальчиков путем сгибания их и разгибания;
- новая игра должна начинаться с медленного выполнения. Если ребенок испытывает затруднения с повторением, нужно взять руку ребенка и выполнять вместе с ним.;
-эмоционально и выразительно произносить текст игры;
- постараться добиться от ребенка выполнения движений с оптимальной нагрузкой и амплитудой.
ВАЖНО! Проводить игры на систематической и регулярной основе путем повторения понравившихся игр, чтобы закрепить приобретенные навыки с постепенным введением новых игр.
Пальчиковые игры должны включать в себя такие элементы как: растяжение, сжатие, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев.
Для ребенка 3-4 лет игровое время должно составлять 4-7 минут. С ребенком постарше (средний и старший дошкольник) модно играть до 15 минут в день.
Для пальчиковых игр можно использовать разнообразные материалы, причем это не обязательно очень дорогостоящие, специальные вещи. Можно использовать подручные, обычные которые найдутся в каждой семье.
Для массажа рук отлично подходят шишки, бигуди, орехи. Нужно выбранный предмет катать между ладошками и приговаривать: «Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу. И иголками своими колется, колется».
Можно усложнить это упражнение использовав сразу две бигуди или два ореха.
Пальчиковая игра «Тесто». Нужен носовой платок. Ребенок берет платочек за два уголка и пальчиками правой и левой руки одновременно собирает платочек в ладони. Либо берется платочек за уголок и собирается целиков в ладонь, причем вторая рука не помогает. При этом приговаривается: «Мешу мешу тесто! Есть в печке место! Будут, будут из печки бублики и куличики».
Игра «Палочки для счета». Ребенок должен собрать палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): два указательных, два средних и т.д. Для усложнения задачи можно попробовать выложить из счетных палочек простую геометрическую фигуру: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб. Можно использовать образцы на бумаге.
Игра «Веселый узелок». Берется веревка в диаметре 4-6 мм и на ней завязывают 5-7 узелков. Далее веревка подвешивается вертикально. Нужно попросить ребенка последовательно перебрать узелки, снизу вверх приговаривая: «Лезут лезут альпинисты - акробаты и артисты. По скале и по верёвке залезают очень ловко!»
Играть можно по-разному и разнообразно. Бумажный пластилин – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Макаронные бусы. Рисунки из крышечек. И даже шестигранный простой карандаш можно использовать в увлекательной пальчиковой игре.
Пальчиковых игр существует огромное разнообразие и материалов которые можно использовать в этих играх так же великое множество: бумага, крупы, шнурки, фольга, вата, крышечки, зубные щетки и т.д.
Важно играть вместе с ребенком, мотивировать его и главное всегда поддерживать и подбадривать. Для ободрения и оптимистического настроя можно использовать фразы: «Как здорово», «У тебя отлично получается» «Можно я тебе немножко помогу». Главное нужно помнить, что критика здесь совершенно не нужна. Малышу можно тактично указать на ошибку, подсказать и если не получается предложить поиграть снова.