Консультация "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECs» для развития навыков общения у детей с РАС"
Многие дети с РАС практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие дети с РАС затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.
Этапы обучения
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS следующие:
- На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.
- Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.
- На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке.
- Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)» — задача четвертого этапа обучения.
- Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.
- На заключительном ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.
Как сделать карточки PECS своими руками
Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.