ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Здравствуй зимушка - зима»
Цель: закрепление представлений о зиме.
Задачи:
1.Обобщать представления детей о зиме.
2.Закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев.
3.Учить устанавливать связи и закономерности в природе.
4.Развивать воображение, память, мышление, фантазию, умение решать противоречия, поддерживать беседу.
Оборудование: игра «Что в круге?», ребус «Зима», карточки – гномики: веселые и грустные к игре «Хорошо – плохо», картинка Матушка – зима,
грамзапись «Зима» из цикла «Времена года» А, Вивальди, картинки к игре «Волшебный экран».
Ход:
1.Игра «Улыбка для всех».
(Дети стоят в кругу, держась за руки, улыбаются друг другу и желая друг другу что – то хорошее).
2. Сначала поиграем в пальчиковую игру «Снег».
В снег упал Витя. Поочередное загибание пальчиков. А за ним Кристина, А за ней Настя,
А за ней Вероника, А потом упал Артем, Сколько на снегу ребят? Показать пять пальцев.
3. Ребята, для вас я приготовила ребус - «Зима».
- Отгадав его, узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.
(Дети составляют слово по первым буквам картинок: заяц, игла, машина, апельсин - зима).
- Сегодня мы с вами поговорим о зимушке – зиме.
- Но, сначала поиграем в игру «Да – нетка». (Времена года)
Дети: Вы загадали время года, которое идет после лета?
- Нет.
Дети: Вы загадали время года, которое идет после осени?
- Да.
Дети: Это зима.
- Да.
Долго длится зима. Мудрый народ дал каждому месяцу свое определение. Давайте, вместе объясним значение пословиц.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Январь – году начало, зиме середина.
- Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»
4.Игра «Что в круге?» (Месяца зимы)
(Круг – месяца зимы, а точки – декабрь, январь, февраль).
- Где можно встретить месяца зимы?
(В календаре, в сказке «Двенадцать месяцев» Одоевского).
4. Беседа о зиме.
- Скажите, пожалуйста, зима вступила в свои права? (Да).
- Что она нам принесла?
- Холодную погоду.
- Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса.
- Деревья одела ледяной корой, идут морозы все злее и злее потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в норы запрятались.
- Замерзли озера и реки, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.
- Зимой день короткий, а ночь длинная.
- Люди одеваются в теплую одежду.
Молодцы! Вы все правильно ответили.
5.Игра «Волшебный экран» (Зимнее дерево).
|
Прошлое время |
Настоящее время |
Будущее время |
Надсистема |
5 Осенний лес |
2 Зимний лес |
8 Весенний лес |
Система |
4 Осенние дерево |
1 Зимнее дерево |
7 Весенние дерево |
Подсистема |
6 Осенние дерево по частям |
3 Зимние дерево по частям |
9 Весенние дерево по частям |
Открываем 1 экран:
- Что это? (Зимнее дерево).
Открываем 2 экран:
- Зимнее дерево относится к чему? (Ко всем зимним деревьям).
Открываем 3 экран:
- Дерево состоит из чего? (Корень, ствол, большие и маленькие ветки).
- Открываем 4 экран:
- Что было раньше с зимним деревом? (Оно было осенним).
- Открываем 5 экран:
- Осенние дерево относится к чему? (Ко всем деревьям).
- Открываем 6 экран:
- Дерево состоит из чего? (Корень, ствол, большие и маленькие ветки, разноцветные листья).
- Открываем 7 экран:
- Что может быть с зимнем деревом в будущем? (Оно будет весенним).
- Открываем 8 экран:
- Весенние дерево относится к чему? (Ко всем весенним деревьям).
- Открываем 9 экран:
- Весенние дерево состоит из чего?
(Корень, ствол, большие и маленькие ветки, листья.)
6. А сейчас поиграем в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).
Зима холодная – лето жаркое.
Осень желтая – весна зеленая.
Зимой дует ветер северный – летом южный.
Зимой идет снег – летом дождь.
Зимой день короткий – летом длинный.
Зимой ночь длинная – летом короткая.
Лед твердый – вода жидкая.
Снег грязный – вода чистая.
7. Ребята, поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо» (Зима).
(У детей по две карточки: веселый гномик и грустный).
Показывают карточку с веселым гномиком и рассказывают, что хорошего бывает зимой и наоборот.
Хорошо: кататься на лыжах, коньках, с горки, лепить снеговиков, строить горку, крепость. Убирать снег, помогать взрослым. Много праздников, дарят подарки. Природа очень красивая.
Плохо: холодно, ветрено, не пускают гулять, нельзя есть снег, лизать сосульки можно заболеть.
8. А сейчас ребята мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Пожалуйста».
Дети после слова «Пожалуйста» изображают, как лепят снеговика, строят крепость, катаются на лыжах и коньках. Если воспитатель не сказал «Пожалуйста», то они продолжают предыдущее движение.
9. Послушайте, музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» и скажите, про какое время года она рассказывает. (О зиме).
Игра «Полином фантазии».
- Ребята посмотрите на картинку.
1). Кто это? Зима.
2).Где находится? В своем зимнем дворце.
3).Что делает? На города, деревни напускает
холод, вьюги, метели, снег.
4).Что говорит? Я хочу, чтобы вы все замерзли.
5). Что сказали люди? Мы оденемся тепло, обогреем дома.
Сколько, ты зимушка – зима не пугай
нас, придет весна и станет тепло и
светло.
6). Чем закончилась история? Зима топнула ножкой и ушла во
дворец.
10. Игра «Пиктограммы»
- Нарисуйте, пожалуйста: снег, снежинки, солнышко, дерево, снеговик.
(Дети должны повторить слова в определенной последовательности).
11.Мы поиграли в разные игры и вспомнили о зиме.
Спасибо вам, ребята. Молодцы!