РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
![](http://i.st-dou44.ru/u/pic/81/3ab4b0d0f211eca3dcaaa915c6d47c/-/babytalk-300x169.jpg)
Речь ребенка третьего года жизни стремительно развивается. Как правило, на третьем году жизни ребенок много говорит, может строить целые предложения. Однако, из каждого правила есть исключения: некоторые дети на третьем году жизни могут только произносить отдельные слова и не умеют строить фразы и предложения. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, темперамента, от его жизненного опыта и круга общения ребенка.
На третьем году жизни дети проявляют большой интерес к различным предметам обихода, к игрушкам. Этот интерес способствует тому, что ребенок начинает запоминать и употреблять в речи различные, новые для него слова.
Если ранее ребенок употреблял в речи преимущественно существительные, то на третьем году жизни он начинает активно употреблять прилагательные, местоимения, наречия и предлоги. Речь обогащается также вопросительными словами и предложениями: «Почему…?» «Когда…? «Как…?» и т.д.
На третьем году жизни ребенок способен слушать рассказы и сказки довольно длительное время, не отвлекаясь. При этом он легко запоминает и может повторить за взрослым целые фразы и рифмовки, правильно произнося звуки. Некоторые трудные для ребенка звуки (сонорные твердые «р» и «л»; свистящие «с» и «з»; шипящие «ж», «ч», «ш» и «щ») ему трудно выговорить, поэтому он может их пропускать или заменять.
Важно помогать развивать речь ребенка, так как с развитием речи развиваются также и мышление, память, воображение, восприятие и внимание. Развитие речи, таким образом, способствует разностороннему развитию личности.
Советы родителям по развитию речи детей:
- старайтесь расширять круг общения ребенка, важно, чтобы он контактировал и общался с различными людьми;
- когда ребенок играет с игрушкой, важно вызывать его на разговор о ней: Как называется эта игрушка? Какого она цвета? Какого размера? Это твоя любимая игрушка? Почему?
- больше рассказывайте ребенку о событиях и явлениях окружающей действительности, обращайте его внимание на все необычное и интересное, больше читайте ребенку, а самые яркие и запоминающиеся фразы и рифмовки повторяйте и заучивайте с ним;
- после прочтения рассказа или сказки, обязательно спрашивайте его мнение по поводу прочитанного, при этом побуждайте его к развернутым ответам, задавая вопросы: «Что…?» «Кто…?» «Где…?» «Куда…?» «Когда…?» - отвечая на эти вопросы ребенок научится высказывать свое мнение и впечатления, строить фразы из нескольких предложений;
- развивайте речевое дыхание и голос ребенка, слуховое внимание, делайте зарядку для языка и губ.