Образовательная ситуация « Камушки» (для детей 4-5 лет)
Цель. Развитие у детей познавательных интересов, в процессе проведения опытов с камнями через совместную деятельность.
Задачи.
• Знакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
• Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, плавучесть).
• Развивать умение выслушивать друг друга.
• Вызывать положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
• Формирование желания доставлять радость изготовлением картины - мозаики своими руками.
Оборудование: наборы камней, перышки, кусочки пластилина, стаканы с водой, подносы, камушки «марблс», шаблон яблоко (для мозаики).
Предварительная работа: сбор камней, рассматривание иллюстраций, выкладывание узоров из камней на прогулке и в группе, использование камней в играх по развитию элементарных математических представлений.
1. Организационный момент: «Приветствие».
Медвежонок Тиша приносит коробку, загадывает загадку и просит отгадать, что в коробке.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять,
В пыли на дороге ненужным лежать.
Кто поможет предмет по приметам узнать? (камень)
Выложить камушки на поднос. Дать детям время рассмотреть камушки.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Возьмите с подноса один большой и один маленький камень.
Какого цвета у вас камни?
Какой формы камни?
Сравнение камня и кусочка пластилина. Предложить детям взять в одну руку камешек, в другую - пластилин и сжать обе ладошки.
Что произошло с камешком?
Что произошло с пластилином, он изменил свою форму?
Значит, какой можно сделать вывод?
Камень тверже пластилина.
Вывод: камни отличаются, друг от друга по цвету и форме.
Опыт № 2. Определение размера.
Рассмотреть камни.
Все камни одинакового размера?
Найдите и покажите самый большой камень, самый маленький, средний.
Что мы можем сказать об этих камнях?
Выложить дорожку от большего к меньшему камню.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение гладкий, шершавый.
Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем
и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.
Поверхность у камней одинаковая или разная?
Какая?
Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Определение – легкий, тяжелый.
Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.
А что делают весы?
Дети держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 5. Определение – плавает, тонет.
Посмотрите на красивые перышки, давайте сравним их с камнями.
Что тяжелее?
А что легче?
Положите предметы на ладошки. Подуйте на перышки.
Что произошло?
Почему?
Предложить детям самостоятельно взять стакан с водой и поэкспериментировать с перышком и камнем.
Вывод: пёрышко лёгкое - плавает, камень тяжёлый, тонет.
Использование камешков Марблс.
Предложить детям закрыть глаза и на ощупь найти гладкий камень, круглый камень, маленький камень. Полюбоваться вместе с детьми камнями.
Предложить шаблон мозаики «Яблоко».
Смотрите у меня есть вот такое яблоко, но кажется, здесь чего-то не хватает. Как вы думаете, а может быть его нужно украсить?
Чем можно украсить? (камушками)
Давайте попробуем. Кому можно это показать?
Вывод: своими руками с помощью камушков можно сделать что-то, что порадует разных людей.
Рефлексия:
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего вас удивило?
А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.
Используемые ресурсы.
1. Загадка про камень. https://bernudarzniece.blogspot.com/2016/07/blog-post_15.html.
2. Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина В.В.: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера, 2019 г.
3.Шаблон под камушки «марблс». https://vk.com/wall-175743298_8328.