Консультация для родителей:"О приемах работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения детей с ТНР".
Воспитанники с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
В эту группу дошкольников с особыми образовательными потребностями входят дети с разными нарушениями развития:
Ø дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Ø дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
Ø дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
Ø дети с тяжёлыми нарушениями речи;
Ø дети с задержкой психического развития;
Ø дети с умственной отсталостью;
Ø с расстройством аутистического спектра.
Особые образовательные потребности у этих детей различные, так как зависят от специфики нарушения.
Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация адаптированной основной образовательной программы. Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения. Коррекционно- педагогическая работа происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогами ДОУ, работающими с воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
Некоторые особые потребности по своему характеру свойственны всем детям с особыми образовательными потребностями. Такие, как:
- необходимость коррекционной работы сразу же после выявления нарушения развития; - введение в содержание программы специальных разделов, не присутствующих в программах образования для нормотипичных детей; - использование специальных методов и приемов обучения и воспитания;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику; - обеспечение особой предметно- пространственной среды. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу воспитанников с особыми образовательными потребностями являются: - игровые ситуации; - дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.
Общепринятые методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, такие, как: словесные, наглядные (визуализация), практические,
репродуктивный метод, частично-поисковый, исследовательский так же эффективны в коррекционной работе.
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют серьезные речевые дефекты, при сохранном слухе и интеллекте. Разнообразные речевые нарушения оказывают негативное воздействие на становление психики. К тяжелым речевым нарушениям относятся: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание.
Особенности речевого недоразвития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены самостоятельно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством специалистов.
Наряду с общими принципами, методами и приемами работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями, с детьми с ТНР используются следующие особенности коррекционного обучения:
· развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики;
· развитие правильного речевого дыхания;
· постановка и автоматизация нарушенных звуков;
· активизация словаря;
· формирование и упражнение грамматических категорий;
· развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;
· формирование связной речи.
· формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
· Формирование графо-моторных навыков.
Фронтальные занятия проводятся согласно адаптированной основной образовательной программе и в соответствии с календарным планом логопедической работы. Индивидуальные занятия проводит учитель-логопед, а так же воспитатель по заданию логопеда.
Коррекционная работа проводится и вне занятий, где необходимо закрепление речевого материала: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Эффективная коррекция речевых дефектов возможна лишь в условиях комплексного подхода к их преодолению и поиску различных методов и приемов, как традиционных, так и нетрадиционных. Например, для развития мелкой моторики, используется «Су-Джок» терапия, выкладывание цветных, камешек, палочек, пуговиц, разнообразные шнуровки, нанизывание бусинок на веревочку, пальчиковые игры. Для развития органов артикуляции используются традиционные логопедические упражнения. Различные упражнения для выработки воздушной струи – это «буря в стакане», «мыльные пузыри», «ветровички», «дудочки». Для автоматизации поставленных звуков необходимо использование различного картинного материала, а так же дидактических игр, таких, как: «Логопедическая ромашка», «Логопедическое лото», «Логопедические пазлы» и т.д. Для развития психических процессов, так же необходимо использование дидактических настольно-печатных игр. Для
пополнения словаря, на занятиях используется, как картинный материал, так и электронно-образовательные ресурсы.
Успешное осуществление коррекционной работы предполагает взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя и семьи. Логопед обучает ребёнка на занятиях, а родители и воспитатели закрепляют пройденный материал. В течение всего года проводятся консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.
В сентябре, мае проводится, логопедическое обследование детей, в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Добиться хороших результатов в коррекции речи детей возможно благодаря тесному сотрудничеству специалистов и семьи