Рекомендации для педагогов и родителей: "Игры для детей с ЗПР – "Музыка, эмоции, речь, движения"
Далеко не все дети любят играть и даже далеко не все умеют. Ребятам, которым был однажды поставлен диагноз ЗПР, приходится особенно трудно даже в таких, казалось бы, приятных вопросах, как развлечения. Им сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой была бы цель и сюжет, непросто взаимодействовать со своими сверстниками (они играют скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе), а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным. И, тем не менее, не стоит сразу опускать руки, ведь игры для детей с ЗПР важно и можно организовать, главное понять, как их лучше провести, чтобы развлечение в итоге оказалось приятным и полезным для детей.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, Эмоциональная отзывчивость –способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства подчиняются мышлению.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Она вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, побуждает к действиям.
Основное назначение музыкальных игр – формировать или закреплять у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков, развить у них чувство ритма, слуховые ощущения, побуждать к самостоятельной деятельности с применением полученных знаний.
Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
«ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»
ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции, накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.
Ребенок стоит лицом к ведущему. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз) или ногами. Ребенок должен выполнять те же движения, что ведущий.
«ЛАДОШЕЧКА»
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный фон, развивать тактильную чувствительность.
Ведущий просит показать руки, повернув ладошками кверху:
- Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке.
Или:
- Вот ладошечка, моя крошечка, ты погладь меня по ладошечке.
«ЧАСИКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать двигательную активность, чувство ритма и координации движений.
Тик-так, тик-так,
Ноги расставлены, покачивание с НОГИ на ногу.
Все часы идут вот так!
Тик-так, тик-так,
Руки согнуты в локтях, прижиты к себе
Все часы идут вот так!
Все пальцы собраны в кулак, кроме указательного –это «стрелочки». Выполняются полуприседания, а руки с пальчиками-стрелочками, двигаются то вправо, то влево.
«ШАРИК»
ЦЕЛЬ: Развивать интенсивный выдох, навык совместных действий.
Вот так шарик надуваем
Держим руки на уровне губ – «замочком» – интенсивные выдохи.
И до облака взлетаем.
Имитируем большой шар, поднимаем руки вверх, поднимаемся на носочки, поднимаем голову вверх за полукруглыми руками – интенсивные выдохи.
Вдруг наш шарик лопнул – ОЙ!
Опустить руки вниз и хлопнуть в ладоши.
Возвратились мы домой.
Развести руки в стороны.
«СНЕЖОК»
ЦЕЛЬ: Развивать умение имитировать.
Белый снег пушистый
Плавное качание рук из стороны в сторону.
В воздухе кружится
Круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Руки плавно опускаются вниз, ладони повернуть к полу.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитируем – «сгребаем снег».
Мы из снега слепим ком.
«Лепим» снежный комок.
УХ! «Бросаем снежок» вперёд.
«ПОДНИМИ ЛАДОШКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать слуховое внимание, координацию движений.
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей – мы с тобой.
Руки складывают над оловой
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик,
Мостик крепкий и прямой.
Руки складываются перед собой «полочкой».
Подними ладошки выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел? Вышли гуси
Вот один, а вот другой.
Руки сгибаются в локтях перед собой, показывая «клювики».
Музыкальные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.