Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы»
В каждый период жизни ребёнка деятельность его организма связана с решением определённых приоритетных жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.
Речь является одной из самых сложных психических функций человека. Статистика показывает, что процент детей с речевым нарушением неуклонно растёт.
Учёные доказали что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.
К формам организации двигательной деятельности относятся:
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
• физкультминутки;
• упражнения после сна;
• закаливающие мероприятия;
• самостоятельная двигательная деятельность;
• активный отдых.
Однако двигательная активность будет не интересна без подвижных игр со стихотворным текстом. Стихотворение подбирают так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движением рук, ног и туловища.
Например:
Дети делают зарядку –
Кто вприскочку, кто вприсядку,
Кто-то плечи поднимает,
Кто-то плечи опускает.
Сделаем руками взмах,
Вправо мах и влево мах,
Полуприсед, Присед, Наклон.
Всем спортсменам шлём поклон.
Знакомство с лесными жителями.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как серый волк-волчище,
И как заинька-трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Гимнастика после сна:
Реснички поднимаются.
Глазки открываются.
Дружно вместе все проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Головой вертим, во все стороны глядим.
Все спокойно встали,
Наклоны делать стали.
Приседаем, приседаем.
Ножки полностью сгибаем.
1, 2, 3, 4, 5 волк попробуй их догнать.
Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук. Упражнения для пальцев являются хорошим стимулом возникновения речи. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.
Необходимо, как можно чаще использовать пальчиковую гимнастику или игру:
Игры для пальчиков:
• Выбрать на ощупь из 4 – 5 мягких игрушек (допустим, только зайчика)
• Найти с закрытыми глазами 2 одинаковые мягкие игрушки (чем похожи? чем различаются?
• На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать кубик, матрёшка, машинка, катушка ниток и т. д.)
• При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет, стоящий на столе.
• С закрытыми глазами выстроить по порядку матрёшек.
Упражнения для пальчиков:
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
Особый интерес для детей составляют двигательно-речевые средства. Они используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков. Их так же можно проводить в домашних условиях.
Например:
Вышли уточки на луг:
Кря – кря – кря! (шагаем)
Пролетел весёлый жук:
Ж – ж – ж! (машем руками – крыльями)
Гуси шеи выгибают:
Га – га – га! (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево – вправо)
Ветер ветки раскачал? (качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал: Р – р – р! (руки на поясе, наклонились вперёд, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш: Ш –ш – ш! (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш – ш –ш. (присели)
Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки и старших сестёр, братьев. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок в семье слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.