Консультация для родителей «Указательный жест у ребенка с РАС»
Нам с детства рассказывают, что тыкать пальцем как-то неприлично, некрасиво. Однако для маленького ребёнка, особенно в период, когда он ещё не говорит, указательный жест (УЖ) - это не просто некультурные любопытные тычки. Указательный жест - это средство коммуникации, используя которое можно узнать что-то новое или попросить помощи.
Распространено мнение о том, что отсутствие указательного жеста характерно для аутического спектра. Это действительно так. Но алалики и дети с ЗПР с ним тоже сталкиваются. Разница между спектром и другими нарушениями развития в том, что при РАС без обучения спонтанный указательный жест формируется с горем пополам к 5-7 годам, если вообще формируется. У алаликов и при ЗПР спонтанный УЖ появляется намного раньше - обычно к трём годам он уже есть.
Что делать родителям?
Во-первых, ставьте ребёнка в такое положение, чтобы у него была потребность использовать УЖ.
Положите любимую игрушку или вкусняшку на полку повыше, так чтобы было видно, но без вас это нельзя было достать. Ребёнок закономерно подойдёт и станет требовать желаемое.
Дальше действуем в зависимости от того, может ли он повторять за вами действия.
Если малыш может повторять, сами показываете указательным жестом на игрушку и ждёте, пока ребёнок тоже покажет. Показал - тут же, немедленно, поощряем так, как нравится ребёнку: хвалим, гладим, даём вкусняшку и прочее.
Если ребёнок НЕ может повторить за вами, сами складываем его руку как надо и показываем на желаемую игрушку/вкусняшку. Удерживаем так несколько секунд. После этого немедленно отдаём предмет ребёнку, поощряем и хвалим его.
В случае, когда вы физически помогаете ребёнку показать УЖ, со временем (через неделю-две от начала тренировок), помогайте уже не сразу, а чуть ждите - так у ребёнка будет шанс попробовать попросить жестом самостоятельно. Также со временем ослабляйте подсказку своими руками.
Что ещё может помочь с отработкой УЖ и стимулировать его спонтанное использование?
1. Игры на мелкую моторику, отрабатывающие пинцетный захват.
Это может быть нанизывание бусин или выкладывание их на специальную доску, расстёгивание/застёгивание молний, складывание маленьких мячиков в банку с отверстием в крышке, пальчиковые краски и размазывание пластилина по бумаге - в общем всё, где ребёнок может активно использовать указательный палец.
2. Гаджеты
Ещё неплохо даётся отработка УЖ с играми на планшете или телефоне. Там ребёнок, сам того не замечая, постоянно будет использовать этот жест. Потом ему будет проще выполнить его в жизни.
Однако не забываем, что чрезмерно увлекаться такими играми и заменять ими занятия не стоит.
3. Книжки с картинками
Здорово помогает с указательным жестом
Через некоторое время начинаем показывать картинки не своей рукой, а рукой ребёнка, складывая её в УЖ
Чего НЕЛЬЗЯ делать?
Думаю, вы и сами знаете. Ни в коем случае на этапе обучения нельзя кричать и требовать указательного жеста. Мало того, что вы его попросту не добьётесь, так ещё и можно выработать страх - ребёнок откажется не то что сам показывать, а даже не будет давать вам руку, чтобы вы ей показали. Это сильно затруднит обучение.
Также на этапе обучения очень важно не спешить. На усвоение УЖ
P. S. не сдаваться на полпути