Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Правильно ли говорит ваш ребенок?"

Многие родители очень часто задаются вопросом: когда же мой ребенок начнет правильно говорить, произносить все звуки речи, когда нужно обратиться за помощью к логопеду?
Дети начинают произносить не все звуки сразу, какие-то удаются лучше, какие-то просто пропускают. И это нормальный процесс становления речи.
Очень часто родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка по нескольким причинам. Во-первых, взрослые не слышат дефектов речи своих детей, а, во-вторых, родители не придают серьезного значения нарушениям речи, думая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Дети из детского сада уходят в школу, а нарушения речи приносят немало огорчений. Одноклассники, учителя замечают неправильно произносимые слова. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Дети начинают стесняться общения с одноклассниками и взрослыми, неуверенно чувствуют себя, отвечая на занятиях и уроках, переживают из-за плохих оценок по русскому языку.
На что же обратить внимание у своего ребенка?
0-3 мес. Голос у ребенка громкий, чистый. Рефлекторный крик постепенно сменяется гуканьем, гулением. Появляются сочетания агу, ага.
0-6 мес. Появляется комплекс оживления, двигательная активность, смех. Малыш определяет нахождение источника звука, поворачивается к нему. В этом возрасте можно понять, в порядке ли у ребенка слух. Появляются звуки м, н, п, б, т; Звуки, похожие на к, г, х. Ребенок произносит цепочки слов с этими звуками. : ма-ма-ма! ба-ба-ба! ня-ня!
1 год. Говорит 10-15 осознанных слов (мама, папа, баба, дай, не, да, на). И звукоподражания (ав, мяу, би-би, ту-ту)
2 года. Употребляет около 200 слов, строит короткие предложения. Появляются прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький, красивый, простые предлоги). Может употреблять слова во множественном числе (мои игрушки). Искажает, пропускает многие звуки в словах.
3 года. Активно пользуется всеми частями речи. Употребляет в речи более 1000 слов. Строит сложные предложения с союзами: если, когда, потому что. Как правило не выговаривает многие звуки (свистящие, шипящие, р, рь, л, ль, смягчает согласные.
4 года. В словаре ребенка около двух тысяч слов. Логично строит предложения, может рассказать о событии, легко запоминает стихи и пересказывает сказки. Допустимы грамматические ошибки (стулов, окнов, ведров). Возможно неправильное произношение звуков (шипящие, р, рь, л, ль).
5 лет. Правильно говорит практически все звуки, не путает их между собой. Выбирает правильную грамматическую форму (много стульев, окон, ведер, карандашей). Составляет рассказ по серии картин.
6 лет. Говорит четко, грамотно, не путая звуки даже в сложных словах. Составляет рассказ по картине, пересказывает сказки, фильмы, легко учит стихи. Может назвать звуки, которые есть в слове.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно правильно, выговаривая все звуки, перед поступлением в школу проконсультируйтесь у логопеда.
Особое внимание на развитие речи ребенка надо обратить, если:
• были проблемы во время беременности (угроза прерывания беременности, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, долгое время низкий гемоглобин, прием медикаментозных препаратов, постоянная вибрация, резус-несовместимость матери и плода, травма плода и др.);
• были неблагоприятные состояния при родах (родовая травма и асфиксия новорожденного, кровоизлияния в мозг, ребенок родился недоношенным, кесарево сечение, родовспоможение с использованием акушерских щипцов);
• ребенок быстро уставал, часто срыгивал, молоко вытекало через нос;
• в раннем возрасте ребенок перенес инфекционные заболевания, особенно ЛОР-органов (хронический отит, аденоиды, заболевания связанные с поражением головного мозга, травмы, ушибы головы);
• у ребенка есть отклонения в формировании зубочелюстной системы (неправильный прикус, нет зубов);
• вы заметили, что у ребенка плохая координация движений, особенно мелкой моторики пальцев рук.
Логопед поможет скорректировать произношение, увидит и предупредит другие нарушения.