Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Развитие моторной имитации у детей с РАС"

Имитация - одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация – основа обучения.
  Однако, эта форма обучения, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, приобретая новые умения. Навыки имитации не только важны, а критично необходимы. Не умея имитировать действия других людей, ребенку будет сложнее учиться любому новому навыку.
Основа имитации
  Способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе – основа имитации. Целью обучения имитации является не то, чтобы научить ребенка хлопать в ладоши, когда хлопает взрослый, встать, когда встал взрослый и сесть, когда сел взрослый. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда педагог скажет «сделай так» и покажет совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Прежде, чем начинать учить ребенка имитации, необходимо сформировать навыки взаимодействия с инструктором!!!
 Невозможно учить имитации ребенка, который даже не смотрит на вас. Вот необходимые навыки, которыми необходимо овладеть до обучения имитации:
 -  сидеть, не вставая, во время занятия;
 -  смотреть на инструктора во время занятия;
 -  держать руки на коленях во время занятия;
 -  смотреть на предметы по инструкции.
  Для обучения имитации необходима предварительная оценка навыков. Нужно составьте список из 20-30 простых движений. 
Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ребенка, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ребенок делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение. Во время предварительной оценки навыков выберите 3 движения. Повторите каждое движение 3 раза в случайном порядке. Если ребенок верно реагирует на любое из 3 движений каждый раз (например, хлопает в ладоши, когда вы хлопаете в ладоши), то удалите это движение из списка и выберите другое движение.
Развитие навыков имитации дома
Для развития навыков имитации ребенка специалисты могут обучать родителей тому, как поощрять детей имитировать функциональные действия с игрушками (первый этап имитации). Функциональные действия — это действия с игрушками, которые ожидаются от ребенка, например, катать машинку, строить башенку из кубиков, вставлять фигурки в отверстия сортера. В рамках такого подхода обучение проходит, когда родители:
- наблюдают за действиями ребенка с игрушками и предметами;
- имитируют действия ребенка, что позволяет начать коммуникацию, мотивирует ребенка и помогает ему уделять внимание действиям родителей, потому что они используют ту игрушку, которая ему нравится; имитация действий ребенка часто приводит к тому, что ребенок начинает имитировать действия родителей, и это дает начало взаимодействию;
- помогают ребенку имитировать новое, функциональное действие с той игрушкой, которую ребенок уже выбрал, и которое похоже на то, что ребенок уже делает: например, ребенок бьет рукой в барабан, родитель берет барабанную палочку и бьет в барабан, потом дает палочку ребенку и помогает ему сделать то же самое;
- используют подсказки, чтобы помочь ребенку имитировать, например, ждут 10 секунд, чтобы посмотреть, не начнет ли имитировать сам, и используют подсказку «рука на руке» по необходимости;
- поощряют ребенка к дальнейшему взаимодействию с помощью желания и подчеркнутых положительных эмоций; 
- комментируют, называют действие ребенка;
- снова имитируют действие ребенка.
Имитация с предметами – это первый шаг в обучении имитации, так как она легче для детей с аутизмом, нежели другие виды имитации, такие как имитация жестов, мимики или звуков. Следуя предпочтениям ребенка, можно научить его имитировать самые разные действия с игрушками, к которым он проявляет интерес.
Такой подход в обучении развивает игровые навыки ребенка и закладывает фундамент для навыков общения с ровесниками в будущем. Такая ежедневная практика в домашних условиях означает, что ребенок чаще практикуется, а значит, он с большей вероятностью начнет самостоятельно применять этот навык в повседневной жизни. Имитация – это не механическое копирование. Для детей с РАС она является ключевым навыком, необходимым для социального, игрового и речевого развития. В процессе обучения имитации дети открывают для себя новые и приятные способы взаимодействия с другими людьми. Именно во время такого приятного общения дети учатся эффективнее всего.