Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Рекомендации для родителей на тему: «Пальчиковые игры для детей с РАС»

Детям с ОВЗ и в частности  имеющих расстройства аутистического спектра необходима постоянная поддержка и помощь  взрослого, поэтому родители должны включаться не только в процессы по развитию навыков самообслуживания, обучения, но и в игровую деятельность.

Организовывая игровую деятельность ребенка с ОВЗ родитель должен помнить, что ребенку важно четко понимать, что ему нужно сделать и что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата.

У   детей с РАС процессы получения и обработки информации  имеют замедленный характер. Такие дети склонны отвлекаться, быстрее уставать, новый материл осваивается ими дольше и сложнее.

 Пальчиковые игры хороши тем, что они отличаются  увлекательностью и эмоциональностью а так же базируются на трех принципах: «Слышу. Вижу. Делаю».

Такие игры развивают мелкую моторику и речь, восприятие и мышление, учат вслушиваться во взрослую речь, развивают творческие задатки, поскольку руками и пальцами можно «рассказать» целые истории.

При организации пальчиковой игры родителям важно запомнить несколько правил:

- прежде чем предложить ребенку игру попробовать  поиграть самостоятельно, добиваясь четкости движений пальцев и рук;

- перед игрой нужно настроить ребенка, заинтересовать его;

- игре должны предшествовать разминка пальчиков путем сгибания их и разгибания;

- новая игра должна начинаться  с медленного выполнения. Если ребенок испытывает затруднения с повторением, нужно взять руку ребенка и выполнять вместе с ним.;

-эмоционально и выразительно произносить текст игры;

- постараться добиться от ребенка выполнения движений  с оптимальной нагрузкой и амплитудой.

ВАЖНО! Проводить игры на систематической и регулярной основе  путем повторения понравившихся игр, чтобы закрепить приобретенные навыки с  постепенным введением новых игр.

Пальчиковые игры должны включать в себя такие элементы как: растяжение, сжатие, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев.

Для ребенка 3-4 лет игровое время должно составлять  4-7 минут. С ребенком постарше (средний и старший дошкольник) модно играть до 15 минут в день.

Для пальчиковых игр можно использовать разнообразные материалы, причем это не обязательно очень дорогостоящие, специальные вещи. Можно использовать подручные, обычные которые найдутся в каждой семье.

Для массажа рук отлично подходят шишки, бигуди, орехи. Нужно выбранный предмет катать между ладошками и приговаривать:  «Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу.  И иголками своими колется, колется».

Можно усложнить это упражнение использовав сразу две бигуди или два ореха.

Пальчиковая игра «Тесто». Нужен носовой платок. Ребенок берет платочек за два уголка и пальчиками правой и левой руки одновременно  собирает платочек в ладони. Либо берется платочек за уголок и собирается целиков в ладонь, причем вторая рука не помогает. При этом приговаривается: «Мешу мешу  тесто! Есть в печке место! Будут, будут из печки  бублики и куличики».

Игра «Палочки для счета». Ребенок должен собрать палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): два указательных, два средних и т.д. Для усложнения задачи можно попробовать выложить  из счетных палочек простую геометрическую фигуру: треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб. Можно использовать образцы на бумаге.

Игра «Веселый узелок».  Берется веревка в диаметре 4-6 мм и на ней завязывают  5-7 узелков. Далее веревка подвешивается вертикально. Нужно попросить ребенка последовательно перебрать узелки, снизу вверх приговаривая: «Лезут лезут альпинисты - акробаты  и артисты. По скале и по верёвке залезают очень ловко!»

Играть можно по-разному и разнообразно. Бумажный  пластилин – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Макаронные бусы. Рисунки  из крышечек. И  даже шестигранный простой карандаш можно использовать в увлекательной пальчиковой игре.

Пальчиковых игр существует огромное разнообразие и материалов которые можно использовать в этих играх так же великое множество: бумага, крупы, шнурки, фольга, вата, крышечки, зубные щетки и т.д.

Важно играть вместе с ребенком, мотивировать его и главное всегда поддерживать и подбадривать.  Для ободрения и оптимистического настроя можно использовать фразы: «Как здорово», «У тебя отлично получается» «Можно я тебе немножко помогу». Главное нужно помнить, что критика здесь совершенно не нужна. Малышу можно тактично указать на ошибку, подсказать и если не получается предложить поиграть снова.