Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Синквейн – эффективный метод развития речи дошкольника"

Многие современные дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых технологий на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми педагоги стараются поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. 
Один из эффективных методов развития речи дошкольника – синквейн. 
Синквейн (сочинительство) – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая еще в начале XX века под влиянием японской поэзии.
В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. В-третьих, синквейн является игровым приемом. В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Схема составления синквейна:
1 строка: одно существительное, выражающее главную тему синквейна
2 строка: два прилагательных, выражающие главную мысль;
3 строка: три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка: предложение, несущее определенный смысл;
5 строка: существительное ассоциация с первым словом

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
Лексическая тема: «Наш город»
Оскол.
Старый. Большой.
Чистят, украшают, любят
Я живу в этом городе
Мечты.

Лексическая тема: «Время года»
Зима
Снежная, холодная.
Морозит, метет, восхищает,
Серебристым снегом укрывает землю
Волшебница.

При составлении с дошкольниками синквейна нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам составления нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. А как вариант семейного досуга синквейн – просто находка! Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Чем поможет синквейн в речевом развитии дошкольников:
• помогает пополнить словарный запас
• учит краткому пересказу
• учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль
• помогает развить речь и мышление
• облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
Использование подобной творческой игровой технологии помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддержать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания воспитанников, их понимания и усвоения программного материала.