Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация «Взаимосвязь тонкой моторики с интеллектуальным и речевым развитием ребёнка с РАС»

Существует определенная взаимосвязь между развитием движением рук и общим психическим и речевым развитием ребенка.

          В коре головного мозга центры, управляющие движениями правой руки, соседствуют с речедвигательным центром и входят в структуру двигательного анализатора. Таким образом, стимулируя движения рук можно оказывать косвенное воздействие на созревания двигательных центров головного мозга.

          У детей с РАС отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

 Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движение пальцев рук.

          Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок с РАС достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центре речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Также развивать мелкую моторику можно дома в форме игры. Например игры с макаронными изделиями, крупами.

Дети с РАС с удовольствием включаются в игру: перебирают пальчиками крупы, сортируют их по цвету, форме, отыскивают в крупе различные игрушки. Игры с крупой полезно включить в программу развития мелкой моторики аутичных детей. Малыши проявляют необычайный интерес к сыпучим продуктам, поэтому игры такого рода очень им нравятся. Крупу можно пересыпать, трогать руками, насыпать в предметы. Манку можно рассыпать на поднос и рисовать пальчиком узоры; кроме того, можно выкладывать на рассыпанной манке орнаменты из фасоли и гороха. В

дальнейшем с детьми можно делать целые картины или поделки из крупы и семян. Эти материалы интересны и многофункциональны в плане выполнения всевозможных аппликаций, классификаций, изготовления и украшения поделок. Их можно красить или использовать «как есть». Что может быть проще, чем предложить ребенку рассортировать фасоль и горох по разным мисочкам или емкостям с узким горлышком, чтобы невзначай освоить понятия «светлее и темнее», «больше и меньше», попутно рассказывая о его ценных личных качествах и развивающихся умениях. Например, разные варианты игры «Золушка», где нужно фасоль отделить от гороха или отделить белую фасоль от красной и т.д. Но это не все. Попробуйте щепотью сыпать манку или пшено на лист с рисунком, на который нанесен клей ПВА. Или, к примеру, брать по одной крупинке риса или гречки, чтобы поместить их в небольшой флакон. Смотрите: при многочисленных попытках ваши пальцы начнут складываться как при письме, от движения кистей рук потребуется изрядная точность, которую рано или поздно (уставая и промахиваясь) начнете сознательно контролировать, зрительно отслеживая качество своих движений. Желаете нанизать макароны на нитку, чтобы получились бусы? Пожалуйста. Заметьте: с вашими глазами, руками и пальцами будет происходить все то же самое, что и в предыдущих случаях. Хотите фокус? Попробуйте взять любой из этих материалов (за исключением самых мелких, сыпучих) маленькой игрушечной ложечкой или зажатым в пальцах плоским пинцетом и перенести крупинку или макаронину в какую-нибудь емкость (миниатюрную игрушечную посудку или склянку для хранения кукольной еды). Получилось? Улыбнитесь: похоже, ваша кисть и зрительно-моторные функции достаточно развиты, чтобы приступить к выработке качественных графических навыков. Посредством таких несложных игр и «проверок» можно подготовить пальчики ребенка к правильному захвату карандаша, а глаза и кисть – к более точному рисованию и кропотливому письму.

Примеры игр с крупами в домашних условиях:

1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер - сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.

6. Смешиваем в миске различные крупы, макароны, красную и белую фасоль. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленькую емкость.

 

P. S. не сдаваться на полпути 
У Вас с малышом обязательно все получится