Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Как проверить фонематический слух"

Проблемы с восприятием звуков могут проявиться в любом возрасте. Традиционно принято считать, что тугоухость возникает только в старости – на самом деле это происходит не только у пожилых, но и взрослых, детей. Проверка фонематического слуха – необходимая процедура, которую следует провести в дошкольном возрасте. И тем более ее необходимость подтверждается, если у ребенка наблюдаются проблемы с речью.
Что такое фонематический слух?
Слуховая функция представляет собой восприятие звуковых раздражителей и ориентацию в пространстве. В медицине выделяется два слуховых типа:
• Физический (или неречевой). Это восприятие шумов, которые поступают от окружающих источников: например, как льется вода, шумит ветер, поют птицы, хлопают двери, играет музыка.
• Фонематический (речевой). Сюда относится восприятие речи – все ее звуки, то есть фонемы. Если этот тип развит правильно, человек без труда отличит друг от друга слова, похожие по звучанию, но различающиеся в одной букве. «Мышка» и «мишка», «стук» и «стул», «кот» и «тот». Смысл каждого из этих слов привязывается к полному набору фонем – мы запоминаем их в раннем детстве, привязывая понятие не только к зрительному образу, но и звучанию слова.
Как понять, что нарушен фонематический слух?
Это становится видно, когда ребенок научился говорить. Если с фонематикой проблемы, сложности будут проявляться уже на этом этапе – с неразвитой функцией восприятия отдельных речевых звуков малыш не сможет правильно выстраивать предложения, фразы. У него не получится грамотно согласовывать род, число и окончания падежей слов.
Если нарушен фонематический слух, в школьном возрасте это приведет к двум дисфункциям: чтения – дислексии; письма – дисграфии.
Красивая и грамотная речь – это не только нормальная работа артикуляционного аппарата, но и полноценное звуковое восприятие. Для того, чтобы правильно говорить, нужно научиться четко различать речевые звуки. В любом случае с этой проблемой нужно обратиться к специалисту.
Как развивается фонематический слух?
Слуховое речевое развитие начинается с того момента, как малыш появился на свет. Восприятие звуков – музыки, смеха и других громких звуков происходит еще в материнском животике, но слова до рождения кроха пока не различает. Обучение речи происходит сугубо на примере взрослых – ребенок наблюдает за ними – как они артикулируют и говорят, потом начинает повторять.
Этапы развития фонематики:
• До одного месяца. Дитя различает звуки речи.
• Два месяца. Развивается реакция на материнские слова. Если с малышом ласково и спокойно говорить, он сам успокаивается. Важно разговаривать с ним как можно больше – во время кормления с ложечки, одевания, купания, игр. Стараться смотреть ребенку в лицо – чтобы он видел, каким образом мать произносит слова.
• До шести месяцев. Появляется музыкальный слух, узнавание голосов родных людей – не только мамы, начинается подражание звукам.
• До девяти месяцев. Запоминание собственного имени, произношение несложных слогов.
• До года. Ребенок выделяет музыку, которая ему нравится и нет. Четкой становится речевая интонация, ударения, появляются первые слова.
• До трех лет. Ребенок произносит предложения, подражая взрослым и копируя их манеру говорения. Малыш учится петь.
• До пяти лет. Проблему с фонематикой хорошо видно в этом промежутке. Некоторые звуки все еще могут произноситься с трудом, но ребенок обязательно покажет на картинках «мышку» и «мишку», «дом» и «ком» и другие несложные варианты.
Как проверяется фонематический слух?
Нормальное развитие ребенка – естественная цель родителей. Вопрос – когда лучше показать малыша логопеду? Рекомендуется уже в три года. Ярко выраженные проблемы специалист увидит сразу и даст рекомендации. В пять лет консультация необходима при неправильном произношении определенных звуков; частых ошибок в согласовании падежей; неверном построении несложных предложений, отсутствии понимания в различии слов, различающихся в одной букве.
При диагностике специалист предложит ребенку рассказать, что нарисовано на картинках или фото; любимую сказку; задать вопрос; выразить восклицание, удивление, расстройство; тихо и громко одно и то же слово; проговорить схожие слоги: «та» – «да», «ка» – «га», «ца» – «ча»; подобрать слова с определенным звуком – «м», «р», «т», «д» и др. Так же ребенку показывают изображения со схожими по произношению словами: «коза» — «коса», «лук» — «люк», «кочка» — «кошка» и т.п. Условие – взрослый называет, малыш показывает. Изображения даются в разных последовательностях, с повторами. Главное – никаких подсказок, даже взглядом. На основании полученных родителям дадут рекомендации – заниматься дома или обратится к специалистам.
Рекомендации по развитию фонематического восприятия ребенка.
1. Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.
2. Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д. Предложите ребенку воспроизвести их.
3. Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».
4. Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.
5. Обсудите, какие звуки издают разные животные.
6. Играйте с ребенком в рифмы – попросите ребенка закончить предложение в рифму.
7. Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка». Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.
8. Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.