Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Сформированность речи: критерии готовности воспитанника ДОУ к школе"

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе. В понятие «готовность» входят не только качественные характеристики запаса знаний и представлений, но и уровень развития речи и мышления. Особые критерии — к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Итак, в идеале на кануне школьной поры ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп. У будущего первоклассника должны быть полностью сформированы фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Ребёнок готов к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, например, умеет выделять начальный гласный звук из состава слова или слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, а также уметь работать со схемой слова. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
Приветствуется умение ученика-новичка пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия (например, между словами шерстяная – шерстяной – шерстяное), образовывать прилагательные от существительных.
Важна сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя его изначальный смысл и содержание. Самостоятельно составлять рассказ-описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными или агрессивными. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). 
Одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье — формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. В семье детей понимают с полуслова и они не испытывают особых затруднений, если речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. В 4-5 лет ситуацию ещё можно исправить, отправив ребёнка в логопедическую группу. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей позволяет постоянно и целенаправленно развивать речь воспитанников: исправлять дефекты звукопроизношения, пополнять словарный запас, развивать слуховое восприятие детей и связную речь детей, пересказывать небольшие тексты – всё это в будущем важно для успешного обучения в школе. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы учителям, договориться со сверстниками о совместной игре.
Независимо от того, выпускник какой группы ваш ребёнок, поступление в школу для него – важный этап. Поддержите в ребёнке стремление стать школьником. Больше разговаривайте со своими детьми! Стимулируйте их в общении использовать полные предложения, распространённые разными частями речи. Желаем вам, чтобы беседы с детьми были душевными и познавательно-развивающими!