Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приемов"

Уважаемые родители! Процесс автоматизации звука в речи является одним из самых трудоёмких. И степень сформированности данного процесса зависит от сформировавшегося навыка самоконтроля со стороны ребенка и внимательного и корректного отношения со стороны взрослых. Значит, частое повторение закрепляемого звука ускорит процесс введения звука в речь. Чтобы ребёнку, было интересно закреплять звук можно использовать игры.

 

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • развитие моторики речевого аппарата;
  • отработка правильного произношения звуков;
  • автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

 

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? С этой задачей в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Предлагаемые задания направлены также и на развитие мелкой моторики, графических навыков.

«Нанизывание»

Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается поставленный звук, слог, слово с определенным звуком.


«Дорожки»

Ребенок шагает пальчиками по дорожке (нашиты или приклеены пуговицы на длинный прямоугольник), проговаривает поставленный звук или слоги с данным звуком.

«Узелки»

Берем толстую веревку или шнурок и завязываем на ней несколько узлов. Ребенок, развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук. Узлы можно не развязывать, а «бежать» пальчиками по веревке: «добежал» до узелка – назвал слово и т.д. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Перемотка ниток»

Ребенку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно смотать в клубок. При этом проговаривать набор слов на поставленный звук. Можно так же наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Узоры»

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Пирамидка»

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Кубик с цифрами»

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет, сколько раз повторить слог, слово.

 

«Образуй родственные слова»

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

«Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.