Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для педагогов "Музыкальное развитие в повседневной жизни дошкольника."

Использование фоновой музыки – самый доступный и эффективный метод педагогического воздействия на ребёнка дошкольного возраста в условиях ДОУ. Рассматривая положительное влияние музыки на укрепление физического и психического здоровья ребёнка предлагаю педагогам музыкальный репертуар для использования его в повседневной жизни дошкольников.

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Уже доказано, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.

Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка не должна «давить на уши» и вызывать дискомфорт.

Использование музыки и детских песен во время основных режимных моментов обогащает музыкально-слуховой опыт детей. Музыка может звучать:

Ø в утренние часы (время прихода детей в детский сад);

Ø во время детских игр;

Ø во время сборов детей на прогулку и по возвращении с неё;

Ø при подготовке к тихому часу;

Ø при подъёме (пробуждении и одевании) детей после тихого часа.

Утренний приём детей

Задачи 

Создать положительную эмоциональную атмосферу,хорошее настроение на весь день.

Рекомендуемый репертуар 1. М. Глинка «Жаворонок» 2. Брамс «Венгерский танец № 5» 3. «Я маленький добрый волшебник» (муз. и сл. А. Павловского) 4. «Добрый пёс» (муз. Л. Вихаревой, сл. Т. Шапиро) 5. «Добро пожаловать в детство» (муз. и сл. А. Павловского) 6. «Смешинка» (муз. А. Киселёва, сл. В. Александрова) 7. «Цыплёнок с лягушонком» (муз. Л. Вихаревой, сл. Т. Шапиро)

Игровая деятельность

Задачи

Создать благоприятный эмоциональный фон игры.Инициировать возникновение новых сюжетов игр на основе песенного содержания.

Рекомендуемый репертуар 1. «Дом для гнома» (муз. и сл. А. Павловского) 2. «Цирковой оркестр» (муз. и сл. А. Павловского) 3. «Тётя-бегемотя» ( муз. Л. Вихаревой, сл. Т. Шапиро) 4. «Мы играли в паравоз» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва) 5. «Сороконожка» ( муз. Л. Вихаревой, сл. Т. Шапиро) 6. «Вера и Анфиса» (муз. Г. Гладкова, сл. Э. Успеского) 7. «Лукоморье» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва) 8. «Раз собрался в гости крот» (муз. и сл. А. Павловского) 9. «Ходики с кукушкой» (муз. и сл. П. Синявского) 10. «Чудак-воробей» (муз. и сл. А. Павловского) 11. И.С. Бах «Прелюдия» 12. Дворжак «Славянский танец №2)

13. Д.Шостакович танцевальная сюита «Танцы кукол» 14. К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» 15. А Гречанинова «Маленькая сказка» 16. В. Ребикова «Игра в солдатиков» 17. Д. Кабалевский «Клоуны» 18. К. Сен-Санс «Куры и петухи» 19. М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов 20. С. Прокофьева «Шествие кузнечиков»

Собираемся на прогулку

Задачи 

Активизировать детей, сделать процесс сбора на прогулку более организованным.

Рекомендуемый репертуар 1. «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) 2. «Ромашковая кошка» (муз. и сл. А. Пинегина) 3. «Ладушки» (муз. и сл. А. Павловского) 4. «Карусель» (муз. и сл. А. Павловского) 5. «Песенка колобка» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва) 6. «Какой чудесный день» (муз. А. Флярковского, сл. Е. Карганова) 7. «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина) 8. «Весёлые путешественники» (муз. М. Старокодомского, сл. С. Михалкова) 9. «Удивительная кошка» (муз. О. Полянской, сл. Д. Хармса) 10. «Веснушки» (муз. и сл. А. Павловского) 11. «Пусть падают капли» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина) 12. «Радуга» (муз. и сл. А. Павловского)

Готовимся к тихому часу

Задачи 

Помочь детям успокоиться,расслабиться и скорее заснуть.

Рекомендуемый репертуар 1. Л. Бетховен «Лунная соната» 2. Э. Григ «Песня Сольвейг» 3. П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс» 4. Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор» 5. Г. Свиридов «Романс» 6. «Колыбельная Медведицы» (муз. А. Флярковского, сл. С.Свириденко) 7. «Сонная песенка» (муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса) 8. «Маленькая мама» ( муз. Г. Струве, сл. В. Степанова) 9. «Романс черепахи Тортиллы» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина) 10. «Любимый котик» (муз. и сл. А. Павловского) 11. «Спят усталые игрушки» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой)

Пробуждение после дневного сна

Задачи 

Помочь детям перейти из сна в бодрствование,

Рекомендуемый репертуар 1. Л. Боккерини «Менуэт» 2. Э. Григ «Утро»

включиться в деятельность. 3. К. Сенс-Санс «Аквариум» 4. П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка» 5. Шуберт «Вечерняя серенада» 6. Л.В. Бетховен «Лунная соната» 7. «Песенка про зарядку» (муз. Г. Гладкова. сл. Г. Остера) 8. «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) 9. «Бабочка и мотылёк» (муз. и сл. А. Павловского) 10. «Весёлая фуга» (муз. В. Шаинского)

Детские песни можно использовать в начале занятия, как своеобразную установку к его началу, элемент мотивации к предстоящей деятельности.

Режимные моменты (занятия) Рекомендуемый репертуар

По развитию речи

1. «Игра» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) 2. «Приходите в гости к нам» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима) 3. «Это очень интересно» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц)

По математическому развитию

1. «Дважды два – четыре» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) 2. «Песенка об арифметике» (муз. М. Вайнберга, сл. В. Коростылёва) 3. «Песенка про числа» (муз. и сл. В. Высоцкого)

По изобразительной деятельности

1. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» 2. П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» 3. С. Майкапар «Бирюльки» 4. А. Вивальди цикл «Времена года» 5. Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер», «Весной» 6. Ц. Кюи «Зима», «Осенью» 7. С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами» 8. «Рисуйте, рисуйте» (муз. А. Зацепина, сл. Дербенёва) 9. «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова) 10. «Художник» (муз. А. Пинегина, сл. М. Карема) 11. «Шёлковая кисточка» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского)

По физическому воспитанию

1. «Будьте добры» (муз. А. Флярковского, сл. А. Санина) 2. «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова) 3. «Все мы делим пополам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) 4. «Где водятся волшебники» (м/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков) 5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский) 6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков) 7. «Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко) 8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев) 9. «Песенка Бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина) 10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков)

11. «Песня смелого моряка» (м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтина, Г. Гладкова) 12. «Песенка про зарядку» (муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера) 13. «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) 14. «Марш картошки в мундире» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва) 15. «Эй. Бабушки и дедушки» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва) 16. «Спортивный марш» (муз. М. Дунаевского)

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно. Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.