Методическая разработка с использованием элементов технологии ТРИЗ по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения для детей 6 – 7 лет «Дорога и дети»
Данная методическая разработка игр предназначена для детей дошкольного возраста и адресована широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и детских садах коррекционной направленности (группах компенсирующей направленности). Игры с элементами ТРИЗ могут быть использованы педагогами в рамках организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, для введения нового материала и его закрепления.
Актуальность: связи с ростом количества машин на улицах городов и поселках нашей страны, с увеличением скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неуте-шительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Пре-доставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Поэтому необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению на дороге.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Выбор элементов технологии ТРИЗ продиктован необходимостью поиск новых форм и методов работы по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, так как обеспечение здоровья детей подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач цивилизованного
общества. Использование элементов технологии ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения; с другой - позволяет знакомить детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице; с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Целью методической разработки игр «Дорога и дети» с элементами технологии ТРИЗ является: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения детей старшего дошкольного возраста.
Данная методическая разработка игр решает следующие задачи:
• закреплять знания о видах светофора и значении сигналов светофора;
• совершенствовать умения различать дорожные знаки и их назначение;
• закреплять правила на дороге и правила пешеходов;
• упражнять в подборе слов – антонимов;
• учить детей условному изображению любых объектов, умению классифицировать, давать развернутые пояснения;
• развивать системное мышление, внимание, память, фантазию;
• активизировать мыслительную и речевую деятельность;
• воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасности дорожного движения.
Таким образом, использование методической разработки игр «Дорога и дети» с элементами технологии ТРИЗ по формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему, гармоничному развитию детей и является эффективным средством обеспечения жизни и здоровья детей. Всё это составит дальнейшую базу не только для начала системного обучения в школе, но и для становления ребенка как гармоничной, творческой личности.
Содержание игр методической разработки «Дорога и дети»
1. «Наоборот»
2. «Волшебный экран»
3.»Что лишнее?»
4. «Сравни»
5. «Что в круге?»
6. «Полином фантазии».
Планируемые результаты:
• понимает значения сигналов светофора;
• знает и называет дорожные знаки;
• имеет элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения;
• знает правила поведения на улице и общественном транспорте.
Картотека игр
Методической разработки с использованием
элементов технологии ТРИЗ по формированию элементарных
представлений о правилах безопасности дорожного движения
для детей 6 – 7 лет «Дорога и дети»
Игра «Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Дорожное движение».
Задачи:
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
• Упражнять в подборе слов – антонимов.
Оборудование: мяч.
Ход.
Дошкольники стоят по кругу, педагог бросает мяч каждому ребенку.
По магистралям движется транспорт – по дорожкам ходят пешеходы.
Подземный переход – наземный.
Иди – стой.
Двухстороннее движение – одностороннее.
Широкая дорога – узкая.
Красный свет – зеленый.
Игра «Волшебный экран»
Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Задачи:
• Закрепить знания о видах светофора и значении сигналов светофора.
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
• Развивать системное мышление.
Оборудование: картинки для системного оператора.
Ход.
Заполнение волшебного экрана постепенно от настоящего, прошлого и будущего.
Открываем 1 экран:
- Что это?
(Светофор).
Открываем 2 экран:
-Светофор относится к чему?
(Ко всем видам: пешеходному, транспортному).
Открываем 3 экран:
- Светофор состоит из чего?
(Красного, желтого, зеленого огоньков, корпуса).
Открываем 4 экран:
- Кто раньше управлял движением на дорогах?
(Регулировщик).
Открываем 7 экран:
- Что может быть светофором в будущем?
(Современный светофор, лазерный светофор на солнечных батарейках).
Игра «Что лишнее?»
Цель: уточнение представлений о дорожных знаках.
Задачи:
• Закрепить умения различать дорожные знаки и их назначение.
• Развивать способность действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерность.
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
• Учить давать развернутые пояснения.
Оборудование: картинки – изображающие дорожные знаки.
Ход.
Задание: какой лишний знак и почему?
(Лишний знак «Дети», потому что он относится к предупреждающим знакам, а остальные: «Въезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» - это запрещающие знаки).
Игра «Сравни»
Цель: уточнение знаний о дорожных знаках, светофоре.
Задачи:
• Активизировать мыслительную речевую деятельность.
• Развивать умение словесно излагать результат сравнения.
Оборудование: картинки изображающие «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Движение на велосипедах запрещено».
Ход.
А). Детям предлагается сравнивать два знака: «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено».
Различие: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» относится к предупреждающим знакам, он треугольной формы, а «Движение на велосипедах запрещено» относится к запрещающим знакам, он круглой формы.
Сходство: относятся к дорожным знакам, у обоих белое поле и красная окантовка.
Б). Дети сравнивают сигналы светофора.
Различие:
Если горит красный, надо стоять.
Загорается желтый свет, то надо немного постоять.
Зеленый горит, то пешеход может идти.
Сходство:
Красный, желтый, зеленый – сигналы светофора.
Сигналы помогают пешеходам переходить дорогу, а водителям правильному движению.
Игра «Что в круге?»
Цель: уточнение правил безопасного дорожного движения.
Задачи:
• Закрепить правила поведения на дороге и правила пешеходов.
• Учить детей условному изображению любых объектов, умению классифицировать.
Оборудование: картинка к игре.
Ход.
1. Если круг – это: правила для пешеходов.
То точки – по улице нужно ходить спокойным шагом, по правой стороне, переходить по переходам; останавливаться на островке безопасности.
2). Если круг – это: правила поведения на дороге.
То точки: ни в коем случае нельзя кататься на велосипеде, самокате, коньках, санках, играть с мячом, бегать друг за другом.
Игра «Полином фантазии»
Цель: развитие фантазии.
Задачи:
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.
• Развивать внимание, память.
Оборудование: картинка светофор.
Ход.
- Ребята посмотрите на картинку.
1). Что это? Светофор.
2). Где находится? На улице Ленина.
3). Что делает? Весит на перекрестке двух дорог.
4). Что говорит? Я помогаю взрослым и детям
переходить дорогу.
5).Что сказали люди? Помогай не только пешеходам,
но и водителям транспорта.
6). Чем кончилась история? На моем перекрестке все благополучно:
пешеходы и водители дисциплинированы.