Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Методическая разработка с использованием элементов технологии ТРИЗ по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения для детей 6 – 7 лет «Дорога и дети»

Данная методическая разработка игр предназначена для детей дошкольного возраста и адресована широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и детских садах коррекционной направленности (группах компенсирующей направленности). Игры с элементами ТРИЗ могут быть использованы педагогами в рамках организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, для введения нового материала и его закрепления.

Актуальность: связи с ростом количества машин на улицах городов и поселках нашей страны, с увеличением скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неуте-шительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Пре-доставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Поэтому необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению на дороге.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Выбор элементов технологии ТРИЗ продиктован необходимостью поиск новых форм и методов работы по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, так как обеспечение здоровья детей подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач цивилизованного

общества. Использование элементов технологии ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения; с другой - позволяет знакомить детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице; с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Целью методической разработки игр «Дорога и дети» с элементами технологии ТРИЗ является: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения детей старшего дошкольного возраста.

Данная методическая разработка игр решает следующие задачи:

• закреплять знания о видах светофора и значении сигналов светофора;

• совершенствовать умения различать дорожные знаки и их назначение;

• закреплять правила на дороге и правила пешеходов;

• упражнять в подборе слов – антонимов;

• учить детей условному изображению любых объектов, умению классифицировать, давать развернутые пояснения;

• развивать системное мышление, внимание, память, фантазию;

• активизировать мыслительную и речевую деятельность;

• воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения правил безопасности дорожного движения.

Таким образом, использование методической разработки игр «Дорога и дети» с элементами технологии ТРИЗ по формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему, гармоничному развитию детей и является эффективным средством обеспечения жизни и здоровья детей. Всё это составит дальнейшую базу не только для начала системного обучения в школе, но и для становления ребенка как гармоничной, творческой личности.

Содержание игр методической разработки «Дорога и дети»

1. «Наоборот»

2. «Волшебный экран»

3.»Что лишнее?»

4. «Сравни»

5. «Что в круге?»

6. «Полином фантазии».

Планируемые результаты:

• понимает значения сигналов светофора;

• знает и называет дорожные знаки;

• имеет элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения;

• знает правила поведения на улице и общественном транспорте.

Картотека игр

Методической разработки с использованием

элементов технологии ТРИЗ по формированию элементарных

представлений о правилах безопасности дорожного движения

для детей 6 – 7 лет «Дорога и дети»

Игра «Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Дорожное движение».

Задачи:

• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

• Упражнять в подборе слов – антонимов.

Оборудование: мяч.

Ход.

Дошкольники стоят по кругу, педагог бросает мяч каждому ребенку.

По магистралям движется транспорт – по дорожкам ходят пешеходы.

Подземный переход – наземный.

Иди – стой.

Двухстороннее движение – одностороннее.

Широкая дорога – узкая.

Красный свет – зеленый.

Игра «Волшебный экран»

Цель: закрепление элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Задачи:

• Закрепить знания о видах светофора и значении сигналов светофора.

• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

• Развивать системное мышление.

Оборудование: картинки для системного оператора.

Ход.

Заполнение волшебного экрана постепенно от настоящего, прошлого и будущего.

Открываем 1 экран:

- Что это?

(Светофор).

Открываем 2 экран:

-Светофор относится к чему?

(Ко всем видам: пешеходному, транспортному).

Открываем 3 экран:

- Светофор состоит из чего?

(Красного, желтого, зеленого огоньков, корпуса).

Открываем 4 экран:

- Кто раньше управлял движением на дорогах?

(Регулировщик).

Открываем 7 экран:

- Что может быть светофором в будущем?

(Современный светофор, лазерный светофор на солнечных батарейках).

Игра «Что лишнее?»

Цель: уточнение представлений о дорожных знаках.

Задачи:

• Закрепить умения различать дорожные знаки и их назначение.

• Развивать способность действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерность.

• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

• Учить давать развернутые пояснения.

Оборудование: картинки – изображающие дорожные знаки.

Ход.

Задание: какой лишний знак и почему?

(Лишний знак «Дети», потому что он относится к предупреждающим знакам, а остальные: «Въезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» - это запрещающие знаки).

Игра «Сравни»

Цель: уточнение знаний о дорожных знаках, светофоре.

Задачи:

• Активизировать мыслительную речевую деятельность.

• Развивать умение словесно излагать результат сравнения.

Оборудование: картинки изображающие «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Движение на велосипедах запрещено».

Ход.

А). Детям предлагается сравнивать два знака: «Железнодорожный переезд со

шлагбаумом» и «Движение на велосипедах запрещено».

Различие: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» относится к предупреждающим знакам, он треугольной формы, а «Движение на велосипедах запрещено» относится к запрещающим знакам, он круглой формы.

Сходство: относятся к дорожным знакам, у обоих белое поле и красная окантовка.

Б). Дети сравнивают сигналы светофора.

Различие:

Если горит красный, надо стоять.

Загорается желтый свет, то надо немного постоять.

Зеленый горит, то пешеход может идти.

Сходство:

Красный, желтый, зеленый – сигналы светофора.

Сигналы помогают пешеходам переходить дорогу, а водителям правильному движению.

Игра «Что в круге?»

Цель: уточнение правил безопасного дорожного движения.

Задачи:

• Закрепить правила поведения на дороге и правила пешеходов.

• Учить детей условному изображению любых объектов, умению классифицировать.

Оборудование: картинка к игре.

Ход.

1. Если круг – это: правила для пешеходов.

То точки – по улице нужно ходить спокойным шагом, по правой стороне, переходить по переходам; останавливаться на островке безопасности.

2). Если круг – это: правила поведения на дороге.

То точки: ни в коем случае нельзя кататься на велосипеде, самокате, коньках, санках, играть с мячом, бегать друг за другом.

Игра «Полином фантазии»

Цель: развитие фантазии.

Задачи:

• Активизировать мыслительную и речевую деятельность.

• Развивать внимание, память.

Оборудование: картинка светофор.

Ход.

- Ребята посмотрите на картинку.

1). Что это? Светофор.

2). Где находится? На улице Ленина.

3). Что делает? Весит на перекрестке двух дорог.

4). Что говорит? Я помогаю взрослым и детям

переходить дорогу.

5).Что сказали люди? Помогай не только пешеходам,

но и водителям транспорта.

6). Чем кончилась история? На моем перекрестке все благополучно:

пешеходы и водители дисциплинированы.