Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Тема: «Здравствуй зимушка - зима»

                                                                       

Цель: закрепление представлений о зиме.

 

Задачи:

1.Обобщать представления детей о зиме.

2.Закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев.

3.Учить устанавливать связи и закономерности в природе.

4.Развивать воображение, память, мышление, фантазию, умение решать противоречия, поддерживать беседу.

Оборудование: игра «Что в круге?», ребус «Зима», карточки – гномики: веселые и грустные к игре «Хорошо – плохо», картинка Матушка – зима,

грамзапись «Зима» из цикла «Времена года» А, Вивальди, картинки к игре «Волшебный экран».

 

Ход:

1.Игра «Улыбка для всех».

 (Дети стоят в кругу, держась за руки, улыбаются друг другу и желая друг другу что – то хорошее).

 

2. Сначала поиграем  в пальчиковую игру «Снег».

В снег упал Витя.                                    Поочередное загибание пальчиков.                                          А за ним Кристина,                                                                                                                                                                            А за ней Настя,  

А за ней  Вероника,                                                                                                                                                                       А потом упал Артем,                                                                                                                                                      Сколько на снегу ребят?                         Показать пять пальцев.

 

3. Ребята, для вас я приготовила ребус - «Зима».

 - Отгадав его, узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.

(Дети составляют слово по первым буквам картинок: заяц, игла, машина, апельсин - зима).

- Сегодня мы с вами поговорим о зимушке – зиме.

 - Но, сначала поиграем в игру «Да – нетка». (Времена года)

Дети: Вы загадали время года, которое идет после лета?

- Нет.

Дети: Вы загадали время года, которое идет после осени?

- Да.

Дети: Это зима.

- Да.

 Долго длится зима. Мудрый народ дал каждому месяцу свое определение. Давайте, вместе объясним значение пословиц.

- Декабрь год кончает, а зиму начинает.

- Январь – году начало, зиме середина.

- Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»

 

4.Игра «Что в круге?» (Месяца зимы)

(Круг – месяца зимы, а точки – декабрь, январь, февраль).

- Где можно встретить месяца зимы?

(В календаре, в сказке «Двенадцать месяцев» Одоевского).

 

 4. Беседа о зиме.

- Скажите, пожалуйста, зима вступила в свои права?  (Да).

- Что она нам принесла?

- Холодную погоду.

- Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса.

- Деревья одела ледяной корой, идут морозы все злее и злее потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в норы запрятались.

- Замерзли озера и реки, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.

- Зимой день короткий, а ночь длинная.

- Люди одеваются в теплую одежду.

Молодцы! Вы все правильно ответили.

 

5.Игра «Волшебный экран» (Зимнее дерево).

 

Прошлое

время

Настоящее

время

Будущее

время

Надсистема

5

Осенний лес

2   

Зимний лес

   8

Весенний лес

Система

4

Осенние дерево

1

Зимнее дерево

  7

Весенние дерево

Подсистема

6

Осенние дерево по частям

3

Зимние дерево по частям

 9

Весенние дерево по частям

 

 

Открываем 1 экран:

 - Что это?   (Зимнее дерево).

Открываем 2 экран:

- Зимнее дерево относится к чему?      (Ко всем зимним деревьям).

Открываем 3 экран:

- Дерево состоит из чего?   (Корень, ствол, большие и маленькие ветки).

- Открываем 4 экран:

- Что было раньше с зимним деревом?   (Оно было осенним).

- Открываем 5 экран:

- Осенние дерево относится к чему?  (Ко всем деревьям).

- Открываем 6 экран:

- Дерево состоит из чего?    (Корень, ствол, большие и маленькие ветки,  разноцветные листья).

- Открываем 7 экран:

- Что может быть с зимнем деревом в будущем? (Оно будет весенним).

- Открываем 8 экран:

- Весенние дерево относится к чему?    (Ко всем весенним деревьям).

- Открываем 9 экран:

- Весенние дерево состоит из чего?

(Корень, ствол, большие и маленькие ветки, листья.)

 

6. А сейчас поиграем в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Зима холодная – лето жаркое.

Осень желтая – весна зеленая.

Зимой дует ветер северный – летом южный.

Зимой идет снег – летом дождь.

Зимой день короткий – летом длинный.

Зимой ночь длинная – летом короткая.

Лед твердый – вода жидкая.

Снег грязный – вода чистая.

 

7. Ребята, поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо» (Зима).

(У детей по две карточки: веселый гномик и грустный).

Показывают карточку с веселым гномиком и рассказывают, что хорошего бывает зимой и наоборот.

 

Хорошо: кататься на лыжах, коньках, с горки, лепить снеговиков, строить горку, крепость.  Убирать снег, помогать взрослым. Много праздников, дарят подарки. Природа очень красивая.

 

Плохо: холодно, ветрено, не пускают гулять, нельзя есть снег, лизать сосульки можно заболеть.

 

8. А сейчас ребята мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Пожалуйста».

Дети после слова «Пожалуйста» изображают, как лепят снеговика, строят крепость, катаются на лыжах и коньках.  Если воспитатель не сказал «Пожалуйста», то они продолжают предыдущее движение.

 

9. Послушайте, музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» и скажите, про какое время года она рассказывает.  (О зиме).

Игра  «Полином фантазии».

- Ребята посмотрите на картинку.

 

1). Кто это?                                             Зима.

2).Где находится?                                   В своем зимнем дворце.

3).Что делает?                                         На города, деревни напускает

                                                                 холод, вьюги, метели, снег.            

                                                                           

4).Что говорит?                                    Я хочу, чтобы вы все замерзли.

5). Что сказали люди?                          Мы оденемся тепло, обогреем дома.

                                                               Сколько, ты зимушка – зима не пугай

                                                              нас, придет весна и станет тепло и

                                                              светло.

6). Чем закончилась история?            Зима топнула ножкой и ушла во

                                                             дворец. 

 

10. Игра «Пиктограммы»

-  Нарисуйте, пожалуйста: снег, снежинки, солнышко, дерево, снеговик.

(Дети должны повторить слова в определенной последовательности).

 

11.Мы поиграли в разные игры и вспомнили о зиме.

Спасибо вам, ребята. Молодцы!