Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Мастер-класс для педагогов "Использование проектной деятельности"

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями. 
Задачи: 
• Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
• Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником. 
• Познакомить с организацией проектной деятельности 
 • Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! В этот пасмурный осенний день мы все ждём приближения  весны. Скоро наступит  весна, солнышко  будет греть всё ярче, природа потихоньку проснётся, появятся красивые, маленькие, нежные бабочки, примерно такие,как те,что расположились на нашей доске. 
А я хочу рассказать вам одну легенду.
Жил был на свете один мудрец, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. 
Мудрец, подумав, ответил: ….
Как вы считаете, что ответил мудрец?... 
Он ответил :“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках наши дети чувствовали себя комфортно. 

Сегодня обучать  и воспитывать детей так, как мы учили вчера, не получается. 
Современная реальность такова, что только одного педагогического мастерства недостаточно, чтобы подготовить дошкольников к успешной жизни завтра.
Вывод очевиден:  нам нужны технологии обучения, которые  бы соответствовали требованиям  современного общества. 

Подробнее остановимся на двух ключевых этапах-это модель трёх вопросов и планирование -паутинка.Данные этапы –не что иное, как технология проектной деятельности или метод проектов. Что же такое проектная технология?

Метод  проектов -педагогическая технология ХХI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблем. 
Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нам необходимо составить или разработать программу, пособие, сценарий и т.д., а начинаем мы это с плана, в результате работы над которым мы получаем  что-то новое - продукт, это и является проектом, т.е. проект – это то, чего пока нет. 
Проект от латинского - брошенный вперёд, выступающий, выдающийся замысел, план.
Идея метода проекта: вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс
 Цель  проектного метода в ДОУ : развитие свободной творческой личности ребёнка. (
Задачи : 
1. Развивать познавательные способности.
2. Развивать творческое воображение, творческое мышление.
3. Развивать исследовательские навыки, умение анализировать.
4. Развивать коммуникативные навыки и нравственные качества. 

Самым сложным моментом является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. 

Предлагаю вам алгоритм разработки проекта.

                                             Алгоритм разработки проекта
Этапы Задачи
Начальный
(Целеполагание) Определение проблемы (темы). Постановка цели. Выбор группы участников.
Планирование  Анализ проблемы (актуальность). Постановка задач и предполагаемый  результат. Определение источников информации(к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели. 
 Распределение ролей в команде.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Выполнение  Выполнение проекта (практическая часть).
Оценка результатов Подведение итогов.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

 
Все проекты можно поделить на типы:
• Творческо-исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.) 
• Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы .
 • Информационно-познавательные: когда собирают информацию о каком-то объекте( явлении )из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. 
• Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр. 

Способы разработки проектов:
Мы остановимся на двух -это:
•Системная паутинка по проекту(“звездочка обдумывания”) 
•"Модель трёх вопросов" 

1.“Звездочка обдумывания”. Что же это такое?
Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает  шестиконечную звезду с расходящимися в разные стороны лучами ,на концах которых  обозначены этапы работы над проектом. Их шесть (6П) ,а именно:
-Проблема (тема)
-Проектирование(планирование)
-Поиск (сбор информации)
-Продукт(предполагаемые результаты)
-Презентация(защита проекта)
-Портфолио(подборка всех рабочих материалов проекта) 

2."Модель трёх вопросов" 
ЧТО ЗНАЮ? Содержание. То,что дети уже знают.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? План (тема проекта)
КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т. е. средства

Итак, вы вкратце познакомились с методом проектов ,а сейчас я предлагаю вам стать участниками одной группы  и разработать  свой краткосрочный  проект методом трёх вопросов .Приглашаю вас на детский совет. Начнём с выбора темы. Так как я ваш педагог сегодня, я заранее подготовила для вас предметно-развивающую среду.(На доске прикреплены фото космонавтов, иллюстрации космических кораблей, созвездий. На столе разложены книги о космосе.)
Предлагаю вам более узко обозначить тему сегодняшнего дня.(Выбор темы. Например, «Планеты солнечной системы» или «Космонавты на орбитальной станции» и т.д.)Тему предлагают сами участники.
А теперь используем модель трёх вопросов и определим с вами  работу нашего коллектива на сегодняшний день.
-Что вы знаете по данной теме? 
-Что вы хотите узнать?
-Каким способом мы это узнаем? (Ответы педагогов)
Таким образом мы запланировали свами работу на день .
Предварительно подготавливается предметно-пространственная развивающая среда в центрах согласно тематики дня,чтобы детям можно было самостоятельно изучать, исследовать, создавать тот или иной продукт своей исследовательской деятельности. (Это может быть рисунок, поделка, постройка, выученный стих, придуманный рассказ, просто новые знания и т.д.) Именно среда подталкивает детей к исследовательской деятельности и выбору темы.
Вечером на итоговом сборе  подводятся итоги (дети презентуют  свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились).
Одной теме можно посвятить не один день,а неделю ,месяц и т.д.Тогда проект становится долгосрочным и тема изучается более подробно.

Как фраза  «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает».  отображает суть темы нашего мастер-класса?