Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков. Поэтому воспитателям и специалистам ДОУ необходимо придерживаться ряда правил:
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
1. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
посредством называния окружающих предметов и явлений, развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
в собственной речи, четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. 
2. обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, принес книгу, помог девочке и т.д.);
3. привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола и т.д.);
         Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ребенку. 
         Воспитатель должен помнить: только корректная форма делать замечания и давать рекомендации по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Заметив ошибку, прежде чем ее исправлять, воспитатель должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься и обратить внимание на форму слова? Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарный запас детей. Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Не следует воспитателю в своей речи употреблять сложные, непонятные для ребенка слова и тем более отсутствующие в его лексиконе, а также длинными пространными объяснениями, что может отрицательно сказать на его речевом развитии. 
Для достижения результатов в своей работе необходимо использовать коррекционно-развивающие игры. Коррекционно-развивающие игры — это варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико- грамматическими заданиями.