Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Как научить ребенка слушать, смотреть и реагировать на окружающих.

Внимание - необходимый компонент обучения и развития ребенка с самого раннего возраста. Оно способствует установлению его контакта со взрослым, а также обеспечивает успешное усвоение умений и навыков, развивает подражание взрослому, учит действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию.
 - Формируйте внимание ребенка в играх, используйте задания, стимулирующие рассматривание игрушки, раскрытие ее свойств и качеств.
- Если вы не можете привлечь внимание ребенка голосом, дотроньтесь до него, обратите на себя его внимание прикосновением.
- Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова, старайтесь, чтобы он понял: общение с ним приносит вам радость и удовлетворение.
- Отзывайтесь на любые звуки, произносимые ребенком, даже если они были случайными, всегда отвечайте ему подражательными звуками.
- Постоянно побуждайте ребенка слушать, смотреть и реагировать на все происходящее вокруг.
- Для обозначения одинаковых событий или действий используйте одни и те же слова, которые помогут ребенку сосредоточиться. Со временем это сформирует у него выполнять простые указания.
- Помещайте в поле зрения ребенка разнообразные яркие предметы, игрушки, которые привлекут внимание малыша и развлекут его, когда вас не будет рядом.
- Во время занятий с малышом уберите из поля зрения все, что отвлекает его внимание.
- Начинайте формировать внимание малыша с развития зрительного сосредоточения, используйте для занятий большие и яркие предметы, отражающие окружающее (например, блестящий елочный шар и др.)
Сформированность зрительного сосредоточения определяется по следующему критерию: ребенок может смотреть на предмет в течение 3 сек. Совершенствуйте этот навык до тех пор, пока ребенок не будет реагировать на несколько предметов.
- На следующем этапе тренируйте навык зрительного прослеживания за перемещением предмета, показывайте ребенку крупные яркие игрушки, старайтесь удержать его внимание на предмете в течение 2 — 3 мин и вызвать прослеживание за перемещающимся предметом.
- Если ребенок совсем не следит за перемещением предмета, используйте следующие приемы:
— изменяйте расстояние от предмета до глаз и скорость его перемещения;
— потрясите игрушку, стараясь привлечь внимание малыша;
— используйте «звучащие» игрушки;
— изменяйте освещенность комнаты и яркость предмета.
После того как у ребенка сформируется навык прослеживать за предметом, переходите к следующему этапу: учите малыша продолжать смотреть в сторону, куда скрылся предмет или человек.
Поиграйте в простую игру «Ку-ку» (накройте себя или игрушку платком и спрашивайте: «А где же ...?»).
Не забывайте также формировать слуховое восприятие и внимание малыша, которое помогает ему наблюдать и реагировать на окружающую действительность, усиливает восприимчивость.
Периодически повторяйте этот прием, продолжая игру «Звенит — не звенит» на подражание ребенка действиям взрослого.
Хорошо развитая наблюдательность облегчает процесс познания мира, помогает ориентироваться в различных ситуациях с помощью органов чувств.
- Проведите игру «Звенит колокольчик!»: сначала покажите ребенку, как он звенит, затем пусть малыш сам позвонит в него, подражая вашему показу. Положите колокольчик на ладонь, фиксируя действие: «Так не звенит!»
Способность внимательно наблюдать — одно из важных качеств личности ребенка.
Развитие слухового и зрительного восприятия способствует появлению у ребенка понятий о предметах, формированию памяти и внимания — важнейших элементов познавательного развития дошкольника.