Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Развитие речевого дыхания.

Бегемотик.
Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения)
                        Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.                                                                                                                                                                          
                         То животик поднимается (вдох),
                          То животик опускается (выдох).
Воздушный шар.
Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно надуть 5 шариков.    
                                                        Вот мы шарик надуваем, 
                                                                                   А рукою проверяем: 
                                         Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.          Рыбка
       Качаю рыбку на волне,  то вверх (вдох), то вниз (выдох) плывет по мне
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»
Развитие длительного направленного выдоха
  Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».• сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной  снежинки и т. п.);
 • дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке;
 • дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);• дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.;                                            
• дутье на карандаш, лежащий на столе так, чтобы он покатился;
• надувание воздушных шаров, резиновых игрушек;
• пускание мыльных пузырей;
• дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки;
• гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»:
 детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой;
• сильное дутьё на воду до образования брызг;
• дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
«Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою 
И кружатся над землею 
Легкие пушинки, 
Белые снежинки.
 «Пила»
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.
Пила, пила 
Пили живей, 
Мы домик строим 
Для зверей.
 «Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Приемы, используемые для развития длительного направленного выдоха 
Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.
• Использование графических изображений «волн», «горок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображённым дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
• Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.
                            Развитие фонационного выдоха
Главной особенностью работы над дыханием на этом этапе является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией. 
• Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе:
• Пение гласного звука;
• Пение гласного звука с изменением силы голоса,  высоты голоса;
• Пение на выдохе ряда гласных звуков
• Пение с разной интонацией.
 «Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
 «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Мчится поезд
Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):
Чух-чух! Чух-чух!                                          
Паровоз гудит (остановиться):
У-у-у-у-у-у-у (погудеть).

«Кошка и шар»
Можно использовать и стихотворные произведения. 
Взрослый проговаривает текст, а ребенок только пропевает звук.
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал. Подошел и лапкой- топ, а у кошки шарик- лоп! 
                                                    Ш-Ш-Ш 

Формирование речевого дыхания
• Пение гласного звука. Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх, затем будем медленно опускать руки и петь звук А (О, У, И, Э);
• Пение гласного звука с изменением силы голоса: сейчас мы будем гудеть то громко, как большой паровоз, то тихо, как маленький паровозик. 
• Пение гласного звука с изменением высоты голоса, поем то  низким, то высоким голосом.
• Пение на выдохе ряда гласных звуков (А О У ) с разной интонацией: удивления, радости, жалобы, вопроса и т.д.
Таким образом, дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
• Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога, состоящего из звуков хорошо произносимых ребенком.
• Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слова, состоящего из двух слогов (по слогам), затем  из трех.
• Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение фразы, включающей знакомые слова. Сначала произносятся фразы состоящие из двух слов, затем из трех и т.д.
• Произнесение нараспев двух стихотворных фраз. Используются строки известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

Детей обучают равномерному распределению выдоха на три-четыре слова. С этой целью используются и различные скороговорки, пословицы:
 Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Можно использовать и небольшие стихотворения на автоматизацию поставленных звуков
Пилят пилы без умолку,
Пилят пилы дуб да елку.