Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей "Особенности сенсомоторного развития у детей с ЗПР"

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных сенсорных расстройств у таких детей нет. Процесс восприятия у них осложнен нарушением взаимодействия ощущений и следов восприятий, присутствующих в коре головного мозга. Таких аспектов восприятия, как точность, громкость и скорость, недостаточно. Предварительная исследовательская деятельность, направленная на изучение объектов, затруднена, это препятствует дифференцированному восприятию свойств и качеств объекта, в результате сходные качества и свойства воспринимаются детьми как одинаковые. Сенсорные стандарты у таких детей объективны, а не обобщены, дети испытывают трудности с распознаванием объектов, изображенных в необычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Целостность восприятия также недостаточна. Часто дети с задержкой психического развития испытывают трудности в выделении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое. Им трудно составить целостный образ для какой-либо его части, изображения самих предметов в представлении детей недостаточно точны, да и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Снижение скорости обработки информации, поступающей через органы чувств, является одним из существенных недостатков восприятия детей с ЗПР. Ребенок с задержкой психического развития в течение определенного периода времени воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Ухудшение условий восприятия или усложнение объекта приводит к еще более выраженному проявлению всех недостатков этого процесса.
Дети с задержкой психического развития имеют несформированную систему понятий, таких как форма, цвет, размер и т.д. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в различении свойств предметов на практике, но их сенсорный опыт не фиксируется надолго и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно следовать инструкциям, содержащим словесное обозначение знака ("дай мне красный карандаш"), но ему трудно самостоятельно назвать цвет показанного карандаша. Следовательно, сенсомоторное развитие у детей с ЗПР нарушается как вербально, так и невербально.
Пространственные и пространственно-временные представления важны для развития когнитивной сферы ребенка. Недостаточность сформированности этого компонента в структуре сенсорного развития ребенка впоследствии проявляется в нарушениях графической деятельности, а также в трудностях в овладении чтением, письмом, математической деятельностью.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностно, они часто упускают существенные характеристики вещей и объектов, в то время как специфика восприятия при РАС проявляется в его ограниченности, фрагментарности и постоянстве. У этих детей замедлен процесс формирования межаналитических связей: наблюдаются недостатки в слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в отсутствии чувства ритма, пространственной и временной ориентации. Часто возникают трудности с ориентацией вправо-влево, а также с невыраженной или поперечной ориентацией.
У детей с ЗПР нарушаются не только индивидуальные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая в себя как мотивационно-целевой компонент, так и операционный на уровне действий идентификации, приравнивания к стандарту, и перцептивного моделирования. Для них характерна общая пассивность восприятия, которая проявляется в попытках заменить более сложную задачу более легкой, в желании как можно скорее ”избавиться". Эта особенность проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов, редком использовании обобщенных терминов и понятий.
Целенаправленность, произвольность и регулярность перцептивных действий у детей с ЗПР также оказывается несформированной. Процесс изучения объекта характеризуется хаотичностью, импульсивностью. Дети уже давно прибегают к практическим способам ориентирования в свойствах предметов.
Грубых нарушений со стороны слухового восприятия нет. Дети могут испытывать некоторые трудности с восприятием невербальных звуков, но в основном страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.
Тактильно-моторному восприятию, которое обогащает сенсорный опыт ребенка и позволяет ему получать информацию о таких свойствах предметов, как температура, текстура материала, некоторые свойства поверхности, форма, размер, также присущи эти недостатки исследовательской деятельности. Процесс распознавания объектов на ощупь очень сложен.
Процесс формирования межаналитических связей, лежащих в основе сложных видов деятельности, замедляется. Кроме того, одной из главных особенностей таких детей является отсутствие сформированности связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Таким образом, учитывая эти особенности, необходимо реализовать следующие задачи по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:
– улучшить сенсорный опыт детей, сформировать перцептивную активность;
– формируйте точные и скоординированные движения с учетом формы и размера объектов при их захвате;
– ознакомиться с различными методами осмотра объектов и обьектов (подгонка, нанесение, наложение;
– сформировать эталонные представления о цвете, форме, размере;
– учить сравнивать и различать предметы, контрастирующие по размеру (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый – зеленый – синий);
– научить классифицировать объекты по заданному признаку;
– стимулируйте речевое сопровождение ваших собственных предметных действий.
У детей с проблемами в развитии специальные занятия являются ведущей формой сенсорного воспитания и обучения, поскольку эти представления не формируются без специальной коррекционной помощи.