Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

ОЗВУЧИВАНИЕ СТИХОВ, СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Консультация для педагогов ДОУ

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как воспитать и развить основные способности: слышать, видеть, понимать, фантазировать и придумывать?
Замечательным рецептом творческого сотрудничества с детьми является озвучивание стихотворений, сказок, рассказов.
Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными.
Применение в совместной творческой работе шумовых и ударных инструментов не вызовет сложностей ни у детей, ни у взрослых. Для озвучивания можно использовать не только музыкальные инструменты, но и любые предметы, которые издают звук. Также можно использовать звучащие жесты. Неожиданные решения для озвучивания часто предлагают дети.
С помощью простейших инструментов, сделанных своими руками, можно передать шум ветра, шелест листьев, звуки дождя, журчание ручья, и т.д.
Звучать может, практически всё, что нас окружает. Можно поэкспериментировать с различными видами бумаги: ритмично сминать, тереть, рвать… Какая богатая палитра звуков в бумажной музыке! Возможно, это - «Мышиная суета» или «Шорохи ночного леса»…
Попробуйте подобрать с детьми предмет или музыкальный инструмент и потом попытайтесь озвучить с ними, например, стихотворение А. Усачёва «Шуршащая песня»                    или           «Весенняя» (А. Шабаева)
Шуршат осенние кусты.                                     Выходи скорее в сад,
Шуршат на дереве листы.                                   Слушай звон! Слушай звон!
Шуршит камыш.                                                  Это капельки звенят:
И дождь шуршит.                                                Дон-дон-дон! 
И мышь, шурша, в нору спешит.                       Чей там робкий голосок
А там тихонечко шуршат                                   Задрожал, задрожал?
Шесть шустрых маленьких мышат.                  Это первый ручеёк
Но все вокруг возмущены:                                 Побежал, побежал! 
Как расшалились шалуны!                                 Вьются птицы там и тут
                                                                               В вышине, в вышине,
Песню звонкую поют
О весне, о весне. 
Для озвучивания подобных стихотворений или небольших сказок подойдут всевозможные природные материалы: жёлуди, скорлупки, семена. Ими можно шуршать, насыпав в мешочек, коробочку или сделать «маракасы» из «киндер-сюрпризов», различных бутылочек.
Существует множество вариантов озвучивания. Стихотворение становится незабываемо ярким, если при чтении добавить подыгрывание на кухонных «музыкальных инструментах».
«Кухонный оркестр»
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет     (ударить половником по крышке)
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли бездонные – бом-бом!                   (ударять по кастрюле ложкой)
Крышки огромные – дон-дон!                          (ударять крышкой о крышку)
Чашки для чая – тинь-тинь!                          (легко ударять ложкой по чашке)
Сковородка большая – динь-динь!                (ударять по сковороде ложкой)
Вилки и ложки – там-там!                                  (стучать вилкой о ложку)
Тарелки и плошки – бам-бам!                    (легко ударять по тарелке ложкой)
Оркестр играет у нас интересный,                   (звучат все инструменты)
А борщ получается – просто чудесный!

Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.
Огромные возможности для озвучивания музыкальными инструментами или звучащими предметами предоставляют русские народные сказки с их яркими образами.
          Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой незатейливой, давно известной ребенку сказки открывает увлекательный мир музыкального творчества. Для озвучивания с детьми могут послужить сюжеты сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и другие.
Сказки и стихи можно не просто рассказывать, а исполнить различными способами: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного, теневого, театра, а также непосредственно по ролям. Для озвучивания лучше подобрать небольшую по времени сказку.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед,                                 (размеренные удары по деревянной коробочке)
Да баба.                                                    (частые удары деревянными ложками)
И была у них курочка Ряба.                                  (играть на погремушке)
Снесла курочка яичко,                                          (играть на погремушке)
Да не простое,                                                (играть на деревянных палочках)
А золотое.                                                            (играть на треугольнике)
Дед бил, бил    (размеренные удары по деревянной коробочке)      – не разбил,
Баба била, била     (частые удары на деревянных ложках)             – не разбила.
Мышка бежала,                                                    (играть на колокольчике)
Хвостиком махнула,                         (быстрое глиссандо на металлофоне снизу вверх)
Яичко упало                                                                 (удар в тарелки)
И разбилось.                                             (глиссандо на металлофоне сверху вниз)
Плачет дед,                                          (размеренные удары по деревянной коробочке)
Плачет баба,                                             (частые удары на деревянных ложках)
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед,     (размеренные встряхивания погремушкой)
Не плачь, баба,                                            (частые встряхивания погремушкой)
Я снесу вам яичко другое, не золотое,                 (играть на треугольнике)
А простое».                                                     (играть на деревянных палочках)

Озвучивание стихотворений, сказок, рассказов является естественным и простым путём в музыкальную импровизацию, развивает фантазию и воображение, инициативу и творческие проявления. Подготовка к этому совместному творчеству не потребует от вас много материальных затрат и времени. Главное условие – это желание самого педагога увлечённо играть с детьми и фантазировать.