Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

"Формирование духовно-нравственной личности дошкольника с помощью семейных традиций"

Всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мама, как правило, ближе к ребенку и играет в его жизни особую роль. Поэтому гуманные чувства должны воспитываться у детей, прежде всего по отношению к матери.
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений, оказывать помощь друг другу, проявляет разностороннюю заботу.
Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней, уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, соблюдение семейных традиций, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых: думать не только о себе, но и о других людях, помогать и жалеть старых членов семьи, дружить с братьями, сестрами.
Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у детей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме, как общественной ценности. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом, семью, традиции, передающиеся из поколения в поколение – большое счастье. Каждый человек, каждое живое существо стремиться обзавестись домом, устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять все это – страшная беда.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а начинать надо с того, что ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию,  к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
В условиях модернизации всей образовательной системы, в том числе и дошкольной, не вытесняется, а наоборот, приоритет отдается духовно-нравственному развитию личности ребенка, выражая его через целевые ориентиры на этапе завершения обучения. 
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задачи:
• духовное, интеллектуальное обогащение детей;
• знакомство с православными традициями;
• формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
• возрождение русских национальных традиций и обычаев;
• сохранение нравственных семейных ценностей.
Одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому не хватает внимания и общения внутри семьи, семейных традиций, которые на сегодняшний день - большая редкость. Между тем ни что так не сплачивает семью, как традиции.
Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно взаимосвязаны. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку.
В нашей группе было проведено исследование (опрос, анкетирование родителей и детей) по выявлению видов традиций в каждой семье воспитанников. Самой распространенной традицией является празднование дня рождения. Если в семье принято собираться в дни рождения за праздничным столом, поздравлять именинника, дарить подарки, то ребенок с ранних лет будет чувствовать, что его появление на свет - важное радостное событие для окружающих и естественно, научится радоваться другим людям.
Следующая традиция это встреча Нового года. Подарки друг другу в этот день, встреча гостей, красивая елка, украшение дома и другие моменты, объединяют членов семьи, радуют детей, прививают семейные ценности, формируют чувства единства и сплоченности, уважения друг к другу.
Еще одна традиция - совместный отдых с мамой и папой. В выходные дни и во время отпуска многие семьи отправляются в туристические походы, организуют поездки к морю, отдых около реки и др. Так происходит восприятие природы, расширяются знания о родном крае, стране, формируется чувство патриотизма, любви и бережного отношения к родной природе.
С целью возрождения семейной педагогической культуры по духовно- нравственному воспитанию детей в нашей группе был реализован долгосрочный проект «Наша дружная семья», в рамках которого проходят лектории, консультации, «круглые столы», организуются совместные праздники, экскурсии, походы, творческие и спортивные конкурсы, семейные чтения. Особое место в организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей занимает привлечение в семейные объединения людей старшего поколения. С обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений) происходит составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, что способствует возрождению духовно-нравственному и социальному здоровью семьи и детей.
В рамках традиции, которую мы провели весной «Украсим наш любимый детский сад» родители приносили рассаду цветов, саженцы кустарников и деревьев и все вместе мы украшали территорию детского сада, а это в свою очередь способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе и к результатам совместной трудовой деятельности.
В нашей группе также проводятся встречи с родителями, и в связи с проблемой организации духовно-нравственного развития и воспитания детей, обсуждаются следующие вопросы. «Духовное воспитание в семье», «Роль семьи в воспитании ребёнка», « Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка», «Хорошие отношения - основа семейного воспитания», «Воспитание детей своим примером».
Таким образом, работа по формированию духовно-нравственных качеств личности детей сближает и укрепляет внутригрупповые отношения в системе, способствуют душевному единению и нравственной связи родителей с ребенком.
Положительная атмосфера побуждает детей к активной деятельности. Положительные эмоции детей зависят от взаимоотношений, участниками которых они сами являются. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему».