Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

                  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной    важности, и нет необходимости это доказывать. Но как  воспитывать эту       любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачев

        Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

    В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечит воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права  и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

      Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:                                                                                                                                          - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;                                        - воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам; 

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о малой Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край;

- знакомство детей с символами государства (флаг, герб, гимн);

- расширение представлений о Родине – России, о государственных праздниках;

- расширение представлений о Москве  - главном городе, столице России, о городах страны;

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- углубление знаний о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам отечества;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

       Данные задачи решаются во всех видах деятельности: занятиях, играх, труде, в быту -  так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с  взрослыми и сверстниками.

       Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

       Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»,    «Мой город», «Наша Родина – Россия»,  «День народного единства», «Новогодние праздники», «Москва – столица нашей Родины», «Наши космонавты», «День защитника Отечества», «Моя мама»,  «День Победы». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

       Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия, так как они повышают детскую мыслительную активность.

        Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по ознакомлению с социальным миром, но и по ознакомлению с миром природы, по ознакомлению с предметным окружением,  художественно – эстетическое развитие: рисование, аппликацию, лепку, музыку  (например, «Мой город», «Москва – столица нашей Родины»)

       Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Осколу, в прошлое города и т.д.).

       Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений