Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ С РАС"

Дорогие родители, важно помнить, что расстройство аутистического спектра фактически является нарушением развития, мешающим ребенку нормально взаимодействовать с внешним миром. В результате ребенок растет обособленным, старается поменьше взаимодействовать с людьми, пытается самостоятельно формировать себе все необходимые ощущения. Взрослые в этом случае просто используются такими детьми, как средство получения каких-либо ощущений или объектов (например: тянет за руку в направлении холодильника, чтобы ему что-то достали). При этом ребенку может быть гораздо важнее получить что он хочет, чем взаимодействие со взрослым в этот момент. Взрослый превращается как бы в объект, который должен просто что-то дать ребенку.

настоящее время не существует лечения от аутизма, но комплексный подход к медицинскому обследованию и коррекционно-развивающим занятиям, а также получение родителями достоверной информации позволяет максимально скомпенсировать и адаптировать ребенка. Диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании наблюдения за ребенком, рассказа родителей и проведенных диагностических исследованиях. Врач должен информировать родителей о показаниях и противопоказаниях лекарственных препаратов, если таковые назначаются. Существуют различные диагностические методики, позволяющие с большой вероятностью выявить аутизм у ребенка (CARS, М-CHAT, ADOS, ADI-R), некоторые из них могут быть проведены в достаточно раннем возрасте. Опросник M-CHAT может быть проведен самостоятельно родителем, например, если попасть к врачу не представляется возможным, а ребенок беспокоит Вас своим поведением.

ЧТО ЖЕ ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЯ И ПОСЛУЖИТЬ ПОВОДОМ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ:
*ребенок избегает контакта (не смотрит в глаза, не отзывается на имя, не пользуется мимикой и жестами, предпочитает играть один, избегает прикосновений, особенно легких, могут сохраняться младенческие взаимоотношения с матерью или с другим значимым взрослым); сильно реагирует на некоторые сенсорные стимулы (громкие звуки, свет, ощущения на коже и т.д.);

не имитирует (повторяет) действия взрослых («разговор по телефону», «чистит обувь», складывает белье в стиральную машину» и т.д.) или эти действия не разнообразны, а повторяет какое-то одно и сложно переключается с него;

не интересуется игрой детей на площадке, не наблюдает за ними или не понимает смысла игр, может просто бегать со всеми; сильно реагирует на смену привычного ритма жизни, маршрута на прогулке; *может иметь стереотипно повторяющиеся действия (махать руками, прыгать, вертеться
на месте, крутить предметы, выстраивать предметы в ряд, бесконечное количество раз пролистывать книжки или журналы, просматривать на видео какой-нибудь эпизод, повторять какое-то слово, звук, фразу из мультфильма и т.д.) и быть очень ими увлечен, часто его очень сложно отвлечь, или может расстраиваться, если ему не давать это делать; *часто существует проблема в избирательности в еде, иногда может употреблять только пару каких-нибудь продуктов, может есть продукты только определенного цвета или температуры или только протертое;

может не переносить какие-то запахи или наоборот, постоянно нюхать какие-нибудь предметы и объекты; интересоваться специфическими предметами, например, по определенному признаку – все длинное или все круглое, или все красное, находить их везде, разглядывать, манипулировать;
часто – интеллектуально развивается с опережением, может рано выучить алфавит, цифры, иностранный алфавит, цвета, формы, животных, птиц, насекомых, флаги государств, марки машин и т.д.