Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТЕАТР ДОМА»

Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников? Как помочь детям проявить себя                  в своем «детском театре»?
Потребность в игре у детей велика и проявляется очень рано.                 
Маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать                    со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда                 и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, 3-летних малышей вести еще рано, а вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли – это живое творческое общение родителей                        и детей.
                Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла», - говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его…  Перед глазами девочки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. На следующий день                               на пороге комнаты показывается мама, а за ней на поводке движется уже знакомая собачка... Так, постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному  замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей                              в знакомый литературный сюжет и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». Можно проиграть с ребенком сюжет этой сказки, обратив внимание детей на то,             что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. 
Полезно пофантазировать  о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было                 до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти                               к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи.
Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой                     и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям                    и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими чувствами, переживаниями и интересом, который приведет малыша в мир театра и позволит ему стать чутким зрителем.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра-драматизация – это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть                      с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе                 с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно                        для спектакля. Не нужно стремиться к сложным домашним постановкам.                               Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты                      в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на  некоторый компромисс в оценке исполнительских  умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей                  в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты,                          и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.