Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Речь ребенка третьего года жизни стремительно развивается. Как правило, на третьем году жизни ребенок много говорит, может строить целые предложения. Однако, из каждого правила есть исключения: некоторые дети на третьем году жизни могут только произносить отдельные слова и не умеют строить фразы и предложения. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, темперамента, от его жизненного опыта и круга общения ребенка.
На третьем году жизни дети проявляют большой интерес к различным предметам обихода, к игрушкам. Этот интерес способствует тому, что ребенок начинает запоминать и употреблять в речи различные, новые для него слова.
Если ранее ребенок употреблял в речи преимущественно существительные, то на третьем году жизни он начинает активно употреблять прилагательные, местоимения, наречия и предлоги. Речь обогащается также вопросительными словами и предложениями: «Почему…?» «Когда…? «Как…?» и т.д.
На третьем году жизни ребенок способен слушать рассказы и сказки довольно длительное время, не отвлекаясь. При этом он легко запоминает и может повторить за взрослым целые фразы и рифмовки, правильно произнося звуки. Некоторые трудные для ребенка звуки (сонорные твердые «р» и «л»; свистящие «с» и «з»; шипящие «ж», «ч», «ш» и «щ») ему трудно выговорить, поэтому он может их пропускать или заменять.
Важно помогать развивать речь ребенка, так как с развитием речи развиваются также и мышление, память, воображение, восприятие и внимание. Развитие речи, таким образом, способствует разностороннему развитию личности.
Советы родителям по развитию речи детей:
- старайтесь расширять круг общения ребенка, важно, чтобы он контактировал и общался с различными людьми;
- когда ребенок играет с игрушкой, важно вызывать его на разговор о ней: Как называется эта игрушка? Какого она цвета? Какого размера? Это твоя любимая игрушка? Почему?
- больше рассказывайте ребенку о событиях и явлениях окружающей действительности, обращайте его внимание на все необычное и интересное, больше читайте ребенку, а самые яркие и запоминающиеся фразы и рифмовки повторяйте и заучивайте с ним;
- после прочтения рассказа или сказки, обязательно спрашивайте его мнение по поводу прочитанного, при этом побуждайте его к развернутым ответам, задавая вопросы: «Что…?» «Кто…?» «Где…?» «Куда…?» «Когда…?» - отвечая на эти вопросы ребенок научится высказывать свое мнение и впечатления, строить фразы из нескольких предложений;
- развивайте речевое дыхание и голос ребенка, слуховое внимание, делайте зарядку для языка и губ.