Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Инновационные технологии в художественно – эстетическом воспитании дошкольников.

Дошкольный возраст – это значительный период становления и воспитания ребенка. Это тот этап в жизни ребенка, когда у детей развивается познавательный интерес и любознательность, активизируется самостоятельное мышление, ребенок познает окружающий мир. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них креативных умений, понимание ими ощущения великолепного.
Художественно – эстетическое развитие дошкольника складывается в процессе художественно – эстетической работы через практический и чувственный навык. 
Главные задачи художественно-эстетической развития:
- Развивать художественное творчество, внимание к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
Для реализации данных задач важны современные педагогические технологии, которые способствуют формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, деятельной личности ребенка - дошкольника.
Педагоги осуществляют свою педагогическую деятельность в МБДОУ ДС №44 «Золушка, в группе общеразвивающей направленности №10 «Цветик-семицветик». В своей работе мы такие педагогические технологии, которые могут помочь максимально приблизить к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:
• игровая технология
• технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
• информационно-коммуникационные технологии;
• технология «ТРИЗ»;
• технологии проектной деятельности. 
Игровая технология.
Ведущий вид деятельности у дошкольника это – игра. Дети начинают знакомиться с цветом и его свойствами в игровой деятельности. В своей работе мы также используем игровые приемы (сюрпризный момент, игровые ситуации, телефон доверия, встреча гостей). В гости к детям приходят персонажи из сказок «Лунтик и его друзья», «Крокодил Гена», «Вини Пух». Данные приемы служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик.
Технология исследовательской деятельности (экспериментирование).
Творческий процесс начинается с эксперимента. С помощью экспериментирования дети получают очень значимые качества такие, как:
-творческая активность;
-самостоятельность;
-готовность к другим решениям; 
-умение разумно рассуждать и т.д.
 Эксперимент играет важную, роль он позволяет ребенку подавить чувство страха перед неудачей в собственных художественных поисках. 
 В работе с детьми мы применяем игры с цветом, позволяющие познакомить дошкольника с: 
- исследовательской деятельности; 
- экспериментальной деятельности; 
- поиску необычных путей решения данных целей; 
- опыты со смешиванием цветов и различных пигментов; 
- опыты с разнообразными материалами. 
ИКТ технологии.
 С возникновением компьютера современный педагогический процесс очень поменялся, увеличился поток информации, произошли культурные конфигурации, полным ходом развивается наука, потому появляется необходимость переориентации преподавателя с процесса передачи готовых познаний на процесс творчества и развития особенности каждого ребенка, это очень приветствуется на платформе дошкольного образования. Только преподаватель, который владеет творческими возможностями и стремится к овладению современным технологическим приемам, может развить творческие возможности дошкольников. В процессе Художественно-эстетического развития у ребенка появляется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая выполняет главную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ помогает развитию познавательной мотивации дошкольников и увеличивает качество процесса образования. Данная разработка позволяет наращивать количество иллюстрационного материала, дает обеспечение наглядности, тем самым дает возможность быстрее и лучше запоминать материал.
Мы интенсивно используем в собственной работе ИКТ, так как это дает возможность  обеспечить наглядность демонстрационного материала. На занятиях изобразительной деятельности показ презентации помогает лучше донести материал, за счет внедрения большего количества иллюстраций. Очень нравится еще использовать в собственной работе мультимедийный проектор, благодаря ему можно виртуально побывать на экскурсиях и музеях городка не только. Благодаря современным педагогическим процессам обучение деток становится очень захватывающим и интересным, материал запоминается просто на лету, а главное вызывает море положительных эмоций.
Технологии проектной деятельности
   Проектная технология активно используется в воспитании и обучении детей и тем самым позволяет лучше узнать ребенка, попасть в его среду или проникнуть в его внутренний мир. Проектная деятельность призывает к выполнению коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов вместе с родителями и педагогом. В объединении разных видов творчества очень помогает проектная деятельность, особенно когда необходимо скомбинировать различные художественные материалы и техники. Когда дети и родители учувствуют в экспериментировании и создают в творческие работы- это положительно сказывается на развитие ребенка и тем самым укрепляются взаимоотношения в семье. Учебный год у нас начался с проекта, который был рассчитан не только на детей, но и их родителей и назывался он «Осенний лист». В разработанный план входили такие мероприятия как: беседы, дидактические игры, подвижные игры, тематические игры на прогулке, выставка, тематический мастер класс. Данный проект помог раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, укрепить детско-родительские отношения, а главное раскрыть творческий потенциал всех участников проекта.
Технология ТРИЗ (технология решения изобретательных задач)
 Методы и приемы ТРИЗ охватывают большую область учебно-воспитательной деятельности. Изобразительная деятельность стала очень разнообразной благодаря методам и приемам ТРИЗ, которые прочно вошли структуру занятий по планированию изо деятельности. 
Главная цель методов ТРИЗ в изобразительной деятельности детей –воспитывать творческую, эстетически развитую личность, которая способна самовыражаться различными формами изобразительной деятельности.
Основными задачами ТРИЗ являются:
-воспитать качества творческой личности;
-сформировать навыки творческой работы (развитие воображения, оригинальность, мышление);
-развивать способность действовать в неожиданных ситуациях (рассуждать, делать выводы);
-развивать находчивость, внимательность и сообразительность.
 В нашей работе мы активно используем нетрадиционные техники рисования, которые помогают развить фантазию и творческое воображение (кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями).
 Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Весна- это…», «Лето –это…» Также применяем игры на противоположности, один объект -разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал).
  Таким образом, на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобретательных навыков дошкольников очень хорошо влияют примененные методы ТРИЗ в условиях современного детского сада.
   На основании вышеизложенного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и проявляет интерес к экспериментальной, исследовательской деятельности и творческому поиску нестандартных решений.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова Н.Б. Учимся рисовать: Практические советы педагога (по всем возрастам) –М.: Школьная пресса, 2007. 
2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников – М.: Просвещение, 2006.