Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников»

Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: "Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не все задумываются о том, что значит "готов к школе", и очень многие, заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его учиться читать, считать и писать.
Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.
Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.
Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.
В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.
Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?
«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты думаешь?!» - как часто мы говорим подобное своим детям. Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит себя ждать!

“Что изменилось?”
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что изменилось.

“Чего не стало?”
Цель та же:
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения ребенка.
«Работа с корректурными пробами»
Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно давать задания на четыре и более фигур.
 Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования.

"Графические диктанты"
Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать "заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные предметы.
Это упражнение также поможет развить графические навыки и пространственные представления.
 Нарисуйте на листа формата А4 геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном порядке - вперемешку.
предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги. Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени, например 1 минуту.

Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным и усидчивым.