Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Особенности детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка закладываются и формируются наиболее важные способности и личностные качества, которые впоследствии развиваются и определяют дальнейшее становление личности. Именно в этот возрастной период начинают свое становление такие базовые качества личности, как доверие к миру, доброжелательность, любознательность, познавательная активность, самостоятельность, уверенность в себе, речевая активность, творческие способности. Но эти способности и качества возникают не как результат физиологического созревания ребенка, а как результат целенаправленной педагогической работы со стороны педагогов ДОО и родителей, других значимых взрослых. Для того, чтобы такая работа была эффективной и результативной, со стороны взрослых необходимы правильные воздействия на ребенка, а это невозможно без знания характерных психологических особенностей детей раннего возраста.

Главной характеристикой данного возрастного периода является ситуативность, поглощенность ребенка текущим моментом. Дети раннего возраста ничего не прогнозируют и не предвидят (сознание не направлено в будущее), не опираются на опыт (сознание не учитывает прошлого). Все внимание ребенка фиксируется на ситуациях «здесь и сейчас», на окружающих его в этот момент предметах.

Внимание, мышление ребенка раннего возраста и познавательная активность носят наглядно-действенный характер и включены в предметные действия. Ребенку интересно все, что происходит здесь и сейчас, что можно увидеть, взять в руки, потрогать, помять, ощутить на вкус. Предметы притягивают ребенка как магниты.

Память ребенка раннего возраста тоже ситуативна: он узнает знакомые предметы и явления, эмоционально на них реагирует, начинает с ними действовать. При этом память носит непроизвольный характер, то есть информация запоминается непроизвольно, «сама собой» под влиянием сильных эмоциональных реакций.

Еще одной важно особенностью детей раннего возраста является открытость всему, что он видит, воспринимает. Все его мысли и действия обусловлены воспринимаемой здесь и сейчас ситуацией, поэтому его желания и предпочтения крайне неустойчивы: сейчас ему на глаза попались яркие карандаши и он хочет рисовать, через 10 минут он увидит мишку и захочет играть с ним, еще через 10 минут он отвлечется на мячик и захочет побегать с мячом.

Таким образом, мыслить и действовать для ребенка – не значит думать, анализировать, вспоминать, это значит действовать прямо сейчас с теми предметами, которые он увидел в момент сиюминутного восприятия, заинтересовался ими. Каждый настоящий момент жизни дети проживают полноценно и получают максимальное удовольствие от воспринимаемых здесь и сейчас предметов и явлений.