Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей «В игры играй, речь развивай»

В последнее время у  детей отмечается  недостаточная сформированность связной речи. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета и т.д.         
Предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию связной речи

«Угадай, где мы?».
Ребенок завязывает маме/папе (другому члену семьи) глаза, водит по квартире, описывает, не называя комнату, что видит вокруг, а взрослый должен догадаться, в какой комнате он находится.

«Опиши предмет». 
Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов.
Например: «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный» и т.п.

 «Назови детали». 
В этой игре предложите ребенку называть детали, из которых состоит предмет. Например: «Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»; «Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»; «Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка, голенище».

Игра «Помоги закончить предложение».
Малыш активно формирует и развивает свой словарь за счет подбора глаголов, обозначающих окончание действия.
Например: взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает:
• Дима проснулся и... (стал умываться);
• Катя оделась и... (побежала гулять);
• У Гриши замерзли руки и... (он надел варежки);
• Мама сварила суп и... (позвала всех к столу).
«Что бывает…?»
Отличная игра для пары «взрослый – малыш», где первый называет прилагательное, а второй подбирает к нему существительные.
Например: «Зеленое». Что может быть зеленым? Малыш перечисляет: трава, яблоко, огурец…

«Я писатель!»
Суть игры — придумать небольшой рассказ из предложенных слов (3-7 слов). Если ребенку пока трудно воспринимать слова на слух, то можно предложить ему картинки.
Например: кошка – девочка – молоко = девочка налила кошке молоко; мальчик – кубики – башенка = мальчик построил башенку из кубиков и т.п.
«Скажи наоборот».
 Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот».

«Что было потом?»
Прекрасным способом развития связной речи может стать совместный просмотр мультфильмов. Начните смотреть кино вместе и, не дожидаясь его окончания, выйдите из комнаты по «срочным делам». По окончании просмотра попросите ребенка рассказать, чем все закончилось.
 
Ваша помощь ребенку в развитии речи имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. 
                                         
Желаю Удачи!