Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Образовательная ситуация « Воздух» (Для детей 4-5 лет)

Цель. Формирование представлений о воздухе и его свойствах посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи.
• Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
• Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

Оборудование: 2 воздушных шарика (надутый и сдувшийся), полоски бумаги, стаканчики с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, фонарик.

Предварительная работа. Предварительная работа включает в себя: наблюдения на прогулках, за погодой за ветром; беседа на тему «Где работает воздух?»; рассматривание иллюстраций; заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях; рассматривание тематического альбома  «Природные и погодные явления»; игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

1. Организационный момент: «Приветствие».
 Медвежонок Тиша приходит с двумя шариками. Здоровается со всеми детьми. Предлагает поиграть шариками.

Опыт № 1. Нахождение воздуха.
С каким шариком удобнее играть? Почему? 
Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? 
Что находится внутри шарика? 
Откуда берется воздух?  
Взять полоски бумаги предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха.

Опыт № 2. Как поймать воздух?

Чистоговорка о воздухе.
Су-су-су-воздух свеженький в лесу
Су-су-су-погуляем мы в лесу
Аю-аю-аю-воздух я вдыхаю
Шу-шу-шу- чистым воздухом дышу
Ать-ать-ать-хорошо в лесу дышать

Где находится воздух? 
А можно его поймать? Давайте попробуем. 
Чем мы будем его ловить. Поймали? 
(давайте попробуем пакетом.)  Смотрите, какой пакет тоненький  - плоский. Набираем в пакет воздух и закручиваем его. Воздух занял всё место в мешке. Посмотрите, какой он толстенький - объемный. 
Что в пакете? 
Какой он по цвету? 
Почему мы говорим, что он невидимый? А давайте проверим?
(Фонариком подсветим под пакетом)
Теперь давайте  развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт № 3.Как увидеть, что в нас есть воздух?
(показать, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха)
Нравственно-проблемная ситуация: берите стаканчики и трубочки. (Одного стаканчика не хватает. Как же быть? Что  нужно сделать?) ……..
Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой.  
Что происходит? 
(Мы  вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом, получаются пузырьки)
Вывод: внутри нас есть воздух. 

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Игра «Кто надует самый большой мыльный пузырь!»
Рефлексия: 
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего вас удивило?
А что вам особенно запомнилось?

Используемые ресурсы.
1. Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина В.В.: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера, 2019 г.
2.  Чистоговорка о воздухе.
https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/10/12/kartoteka-chistogovorok-po-leksicheskim-temam