Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Дыхательная гимнастика - мощный фактор оздоровления детей.

Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы познакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики, изучили процесс дыхания и его значимость для развития детского организма.
От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияет на функции мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.
При разработке некоторых упражнений дыхательной гимнастики мы учитывали:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях нашего дошкольного учреждения;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких;
С целью систематического использования дыхательных упражнений мы включили их в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Примерный комплекс дыхательной гимнастики
«Послушаем свое дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту.
И.п.- стоя, сидя, лежа, мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: приучать детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.- стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей нагрузки). Если сидя, спина ровная,
глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через
 
нос.
Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Воздушный шар
(дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: приучать детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.п.- лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный, плавный выдох-живот медленно втягивается к спине (повторить 4-10 раз.
«Ветер»
(очистительное, полное дыхание)
Цель: приучать детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И.п.- лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает легкие , но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость.
«Радуга, обними меня»
Цель: приучать детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы.
И.п.- стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другое на плечо. Повторить 3-4 раза.
Данные упражнения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения и строить работу в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Дышите на здоровье!!!