Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Игра - как средство проявления инициативы и самостоятельности детей во время двигательной деятельности.

Вот в народе часто говорят "инициатива наказуема", и простые рабочие также часто эту самую инициативу брать на себя не любят. Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит таких инициативных, самостоятельных, независимых людей. 
Нужно ли развивать инициативу у ребенка?
 Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей - это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать?
 И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.
 Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.
 Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
 Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности.  Развитию инициативы у ребенка очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими детьми.  Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, включая и ситуации соревнования. В результате чего, появляется интерес к физическим упражнениям и проявляется самостоятельность ребенка в их выполнении.  
 Например, можно ребенку дать такие задания:
- представь, что ты идешь по горячему песку босиком, покажи, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумай и построй с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- ты - кошка, лакающая из миски молоко;
- посмотри вокруг и выбери предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
 Во время выполнения упражнений можно прибегнуть  к такому приему: только назвать  знакомое упражнение, давая ребенку возможность вспомнить. 
 Еще детям нравится, когда им предлагают  самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой и находчивостью. 
Можно заинтересовать ребенка интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. 
 Вот примеры некоторых задач:
- как далеко ты можешь бросить мешочек через голову назад?
- ты умеешь стоять на одой ноге, после кружения с закрытыми глазами?
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
 Сразу после занятия подвести с ребенком итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами. 
 Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для  ребенка радостью. Скучно и не интересно просто назвать  игру. Можно сделать начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли:
- маленькому ребенку предложить  найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда ребенок находит, например, шапочку кота, называет возможные упражнения с этим персонажем или придумать игру;
- рассказать короткий стишок про зайку, который потерялся. Ребенок  находит игрушку и зайка его догоняет;
- старшим детям предложить  попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;
- спросить, какие игры подсказывает погода за окном.
 Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. 
 Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
 Развитие самостоятельности осуществляется, прежде всего, на занятиях физической культуры. Уже в младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания, ходьбы между предметами, для перепрыгивания через положенные веревочки. Педагог даёт детям определенное количество обручей, и дети могут самостоятельно разложить обручи для прыжков вплотную друг к другу. В основном дети младшей группы приучаются самостоятельно размещать пособия для выполнения физических упражнений в водной части занятия. 
 В средней группе при размещении оборудования дети могут научиться пользоваться приемом наложения: поставить скамейку напротив стульев, немного отступя от них, положить доску рядом с дорожкой, воспитанники должны понять, что пособия нельзя ставить близко к стене и к другим предметам, так как они будут мешать при выполнении движений. Дети выполняют поручения по размещению инвентаря не только в вводной части занятия, но и в основной. Дети этого возраста уже могут самостоятельно переносить некрупные пособия, например, мальчики, могут вдвоем поставить скамейку, неся ее за концы. 
 Старшие дошкольники уже расставляют физкультурный инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания расставить кубики на ширине двух ступней, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти. Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь. В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.  Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений старшим дошкольникам необходимо дать понять, что исходное положение оказывает влияние на выполнение всего упражнения, для этого надо просто предложить детям присесть, не сгибая колени. Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы. Карточки в определенном порядке располагаются на магнитной доске. При выполнении упражнений воспитанники вспоминают последовательность, а замену упражнений целесообразно зафиксировать на доске совместно с детьми.  Групповые занятия физкультурой позволяют приучить дошкольников выполнять уже знакомые упражнения самостоятельно. Педагог незаметно для детей контролирует их действия. 
 Таким образом, практически решать поставленную на физкультурном занятии доступную задачу должен сам ребенок в совместной деятельности со сверстниками. Воспитанники детского сада могут усвоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой группе движения и самостоятельно их выполнять.