Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Достижение эффективности коррекционной работы посредством взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя группы комбинированной направленности

Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), очевидно, что не так легко установить с ними взаимопонимание, вызвать интерес к совместной деятельности и подобрать правильный подход к таким детям. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. 
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка и без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения, учиться строить отношения с окружающим миром. Но ребенок с недоразвитием речи, как и любой другой ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. Это воспитатель, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности. 
Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит логопеду, т.к. он выполняет основную задачу по устранению нарушений звукопроизношений. Но ведущая роль логопеда, ни в коей мере не снижает активности воспитателя и музыкального руководителя в коррекционной работе, они в свою очередь, закрепляют полученные навыки.
Многочисленные коррекционные методики предусматривают как целостное использование музыки и логоритмики в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные занятия), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия (в играх, в самостоятельной деятельности детей в группе).
Современная специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки и логоритмики как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. 
Для успешного преодоления речевых нарушений у детей важна взаимосвязь в работе воспитателя и музыкального руководителя.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют логоритмические занятия – совместные занятия логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Воспитатель, как и музыкальный руководитель, зная особенности речевой патологии детей, совместно с логопедом составляют план коррекционной работы по закреплению речевых навыков, в котором учитываются: 
• структура речевого нарушения; 
• осуществление индивидуального подхода к детям;  
• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных на логопедических занятиях;  
• всестороннее развитие личности дошкольника.
Цель достижения эффективности коррекционной работы – преодоление речевого нарушения путём взаимодействия специалистов. 
Основной принцип коллективного взаимодействия – меньше обучать, больше взаимодействовать. Следуя этому принципу, развивающую среду в групповой комнате и в музыкальном зале оснастили: музыкально-дидактическими играми, музыкальной литературой, набором музыкальных инструментов, комплектами предметных картинок, алгоритмами-иллюстраций по музыкальному восприятию, подбором аудио- и видеотеки по лексическим темам логопеда. Используем различные современные технологии, направленные на:
• формирование устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности дошкольников;
• поддерживание положительного эмоционального отношения детей к логоритмическим упражнениям;
• активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей;
• достижение лучшей результативности в обучении и воспитании.
Организованная образовательная деятельность по логоритмике включает в себя следующие элементы:  
• логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата; 
• пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук; 
• упражнения на развитие общей моторики; 
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; 
• песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; 
• музыкальные и театрализованные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; 
• чистоговорки для формирования четкого произношения;
• речевые игры; 
• элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; 
• театральные этюды; 
• упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления; 
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. 
Необходимые совместные консультации и советы, оказание необходимой помощи, обсуждение образовательной деятельности и индивидуальной работы – залог успеха по преодолению речевых и двигательных недостатков. Все это помогает создать для всех детей ситуацию успешности.

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду – Волгоград, 2010.
3. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду – Москва, 2008.
5. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005.