Мастер-класс «Развитие грамматического строя речи у детей 3-4 лет посредством дидактического пособия «Умные медведи».
Мастер-класс
1. Тема «Развитие грамматического строя речи у детей 3-4 лет посредством дидактического пособия «Умные медведи».
2. Цель. Повышение педагогической компетентности в работе по развитию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Задачи мастер-класса.
• Привлечь внимание педагогов к развитию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста как необходимому условию успешной предшкольной подготовки.
• Показать педагогам работу с методическим пособием по развитию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
• Продемонстрировать преимущества использования авторского пособия и игр по развитию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
4. Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Оборудование: дидактическое пособия «Умные медведи» с картотекой дидактических игр.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
5. Основная часть
У детей 3-4 лет часто отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, предлогов. В отдельных случаях – нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой), единственного и множественного числа (на большом столах, маленьким стулах).
Именно для устранения таких ошибок, формирования лексико-грамматического строя речи нами разработано дидактическое пособие «Умные медведи».
Пособие представляет собой:
- две плоскостные фигуры медведей, разных по величине. На груди каждого медведя прикреплен фартук-карманчик, которые мы используем для сменных карточек;
- картотека дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами в рамках организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, для введения нового материала и его закрепления.
Данное пособие решает следующие задачи:
- продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- закреплять умение употреблять существительные с предлогами в, на, под, за, около;
- формировать умение употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
- формировать умение употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.
- способствовать словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова;
- помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
Воспитатель должен знать, какие ошибки характерны для детей определенной группы, как часто они употребляются в их речи. Следует обязательно учитывать и возрастные интересы и возможности детей.
Например, дидактическая игра «Каких фруктов не стало?» дает возможность проверить правильное употребление в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Ход игры:
В кармашках у медведей расположены картинки с изображениями фруктов.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие фрукты лежат в кармашке у большого медведя? (Яблоки, апельсины).
- Назовите фрукты, которые лежат в кармашке у маленького медведя? (Груши, бананы).
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает картинку с изображением каких-либо фруктов.
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и скажите, каких фруктов не стало? (Не стало груш).
Менять картинки можно несколько раз.
По итогам игры дети начинают правильно употреблять в речи существительные в форме родительного падежа множественного числа.
При составлении дидактической игры важно правильно определять программное содержание, отбирать те способы образования форм существительных, которые затрудняют детей.
В результате использования данного пособия дети получают навыки правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребляют в речи существительные с предлогами в, на, под, за, около; используют имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; имена существительные в форме родительного падежа множественного числа; достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания.
Таким образом, использование дидактического пособия «Умные медведи» способствует освоению детьми грамматически правильной речи, дает им возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Всё это составляет дальнейшую базу для становления ребенка как гармоничной, творческой личности.