Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Методическая разработка «Формирование бережливого мышления у детей 5-7- лет посредством использования технологии «план-дело-анализ»

Внедрение  бережливых технологий  в деятельность ДОУ («Бережливый детский сад» и парциальной программы «Азбука бережливости») предусматривает формирование бережливого мышления у детей 5-7 лет, основа которого – инициатива, скорость, критичность, самостоятельность, гибкость. Это значит, думать так, чтобы при меньших затратах добиваться  не только большего, но и лучшего результата.
Наиболее эффективным средством формирования бережливого мышления является  технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской, в которой ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование                          и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. 
Обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Использование технологии «План-дело-анализ» дает возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать                                          в сотрудничестве с педагогом, помогает детям сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Взрослым, педагогам, – найти то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.
Работа педагога началась с пополнения центров активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность, и создания в них маршрутов занятости. Маршрут занятности используется для учета и последующего анализа востребованности детьми Центров активности. На  специальной магнитной доске  помещаются Фотографии детей и магниты в соответствии с выбором вида деятельности ребенком. В конце недели подсчитывается количество посещений ребенком того или иного Центра. Наблюдение                 за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.
К анализу занятости центров педагог привлекает и самих детей. В данном случае педагог готовит необходимое количество копий «Лист самоанализа» и в конце работы                    в Центрах активности предлагает детям самостоятельно сделать пометку в той графе, которая соответствует текущему дню и выбранному центру. 
Опираясь на инициативу детей, можно предложить им придумать что-то интересное  не только для себя, но  и для других детей, а наиболее активным детям можно предлагать  первыми рассказать о своем выборе партнёров и помощников.
Для правильной организации деятельности педагог использует алгоритм:

1. Утренний групповой круг. Структура.

Позывной.
 Песня по тематике недельного проекта, звуковой сигнал.

Приветствие. 
Создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей на весь день. 
Формы приветствия: «ладошки», «Солнечный лучик», «Веселый смайлик».

Выбор темы.
Дети выражают свои идеи, чувства, мысли.

Планирование видов деятельности. 
Дети выбирают Центры активности, материалы, партнеров.

2. Совместное планирование.  
При совместном планировании деятельности с детьми педагог использует методику  «Модель трех вопросов» («Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»,                        «Что сделать, чтобы узнать?»), которую проводит в виде  познавательной беседы. Все идеи детей воспитатель записывает в блокнот с указанием автора. Главная задача педагога – предоставить каждому ребенку возможность проявить инициативу и активность, сделать  выбор своей деятельности в течение дня. Принимать участие в планировании идей                        по теме, содержанию, видам деятельности могут не только педагоги группы,                                   но и родители, специалисты ДОУ. 
Такая форма планирования помогает оставить ребёнку свободу выбора: когда делать, с кем, где организовать деятельность. У педагога же появляется возможность организовывать коррекционную работу с детьми, вносить изменения в план.

3. Итоговый (вечерний) круг. Структура.       
    
Вводная часть (коммуникативная игра)
                                                                        
Основная часть (итоговая беседа)
Подводятся итоги индивидуальных достижений и общие итоги работы в Центрах активности; обсуждается, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; намечаются последующие шаги (перспективы развития).

4. Оценка результатов образовательной деятельности.  
Анализ инициатив каждого ребенка  за определённый период времени позволяет педагогу выявить уровень инициативности, самостоятельности, гибкости, критичности, способности довести начатое дело до конца каждым ребенком.
Анализ планов  позволяет сделать вывод о том, как менялась групповая динамика         в отношении детской инициативности, как менялись виды деятельности детей.
Анализ эффективности педагогических действий даёт, с одной стороны, представление об инициативности детей, а с другой – о компетентном поведении воспитателя, который стимулирует творческую деятельность воспитанников.