Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из наиболее популярных и эффективных приемов  развития связной речи у детей дошкольного возраста является дидактический материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.  Суть её заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок будет легко воспроизводит  любую текстовую информацию.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста желательно использовать цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная и др.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
В мнемотаблицы можно зашифровывать любые произведения, но на начальных этапах   работы  следует использовать  простые, хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т.д. Изображение главных героев сказки будет  являтся опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематично возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. 
Этапы работы с мнемотаблицей:
Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием произведения. Сделать это можно разными способами: прочесть или рассказать, с просмотром иллюстраций,  проиграть с помощью пальчикового  или кукольного театра.
Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.
Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев.
Четвёртый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ произведения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.) 
Если ребенок затрудняется, на первом этапе вы можете предложить ему ответить на вопросы по тексту, с опорой на таблицу. Или же пересказ может вести сам ребенок, прибегая к вашей незначительной помощи. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, попыток совместного пересказывания может быть несколько, прежде чем ребенок сможет самостоятельно составить пересказ.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.