Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и обучение навыкам безопасного поведения на дорогах»

Вопросам профилактики ДДТТ и безопасного поведения на дороге педагоги группы уделяет большое внимание.  В группе сформировалась система работы                                по данному направлению.
В своей работе по данной теме используем метод  «5 почему» («Бережливые технологии»), как один из наиболее простых методов для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемной ситуации. Сложившиеся проблемы                                    и формулирование ответов на вопросы рассматривали с позиции личного взаимодействия на ситуацию. На каждом этапе выявляли и исключали факторы, которые являлись только симптомами проблемной ситуации и не относились к ее первопричине.
Каждый компонент РППС группы  предназначен для детского коллектива                       в целом, при этом каждому воспитаннику предоставляется возможность проявлять                         и демонстрировать свою индивидуальность и самостоятельность. Среда группового пространства спроектирована так, что дети могут играть как в совместные игры, это дает возможность, сплочения коллектива, так и, разделившись на подгруппы, при  этом внутри каждой группы происходит самостоятельная организация различных видов детской деятельности.
Например, в игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх «Внимание – светофор!», «Осторожно! Красный свет!», «Водитель», «Путешествие на машине», «Мы – пассажиры», «Я – грамотный пешеход»    и других педагоги преследовали такие задачи: расширить и закрепить знания детей по ПДД,  выработать у них способность к быстрому реагированию  и  принятию правильных решений сложившихся дорожных ситуаций.
В образовательной области «Познавательное развитие» дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Найди нужный знак», «Верно – неверно», «Дорожное лото»                       и другие – расширяют представления детей о значении дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города, учат их рассуждать, анализировать, находить единственно верное решение. 
В области «Речевое развитие» педагоги используют загадки, кроссворды, которые стимулируют детскую речевую активность, желание найти верный путь в решении заданий, развивают детей интеллектуально.
В области «Социально-коммуникативное развитие» беседы: «Какой вид транспорта ты знаешь?», «Для чего нужен пассажирский транспорт?», «Что делать, если                 в автобусе нет свободных мест?», «Как вести себя, если ты на перекрёстке?», «Представь, что ты – водитель автобуса»  и другие – способствуют формированию у детей навыков наблюдения за дорожной обстановкой  и предвидения опасной ситуации, умения выходить из нее. 
При создании проблемных ситуаций используем настольный макет микрорайона «Ольминский», в котором есть перекресток, светофор, машины разного вида, пешеходный переход, фигурки пешеходов. На макете с помощью воспитателя дети выбирают свой индивидуальный безопасный маршрут от дома до детского сада. Этот же макет используем и при моделировании различных проблемных ситуаций: «Помоги Незнайке перейти дорогу», «Светофор сломался. Как безопасно перейти дорогу?», «Какой выберешь переход: «зебра» или подземный?»
В области «Физическое развитие» подвижные игры: «К своим знакам беги!», «Угадай знак», «Стоп – Иди!», «Зажги светофор» и другие – способствуют закреплению знаний детей о дорожных знаках, развивают их логику, сообразительность.

Предлагаем Вашему вниманию развивающую игру  «Грамотный пешеход».
Цель игры: обучение детей анализу причинно-следственных связей  с использованием инструментов бережливого управления.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, запрещающие и разрешающие дорожные знаки при  переходе улицы.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть два дорожных знака: разрешающий и запрещающий. Ребенок раскрывает значение каждого знака. Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки и расставить  соответствующий знак там,               где можно перейти улицу.
Педагог ставит перед ребенком проблему: Незнайка оказался с мячом на проезжей части.
Используя метод «5 почему», ребенок решает сложившуюся проблемную ситуацию.
Вопрос: «Что  произошло?»   Ответ: «Незнайка оказался на проезжей части».
Почему?  Ответ: «Играл  вблизи дороги и не заметил, как оказался на проезжей части».
Почему?  Ответ: «Незнайка был невнимательным»
Почему?  Ответ: «Заигрался, а на проезжей  части играть нельзя».
Почему?  Ответ: «Потому что можно погибнуть».
 Почему? Ответ: «Водитель едет на большой скорости, может не заметить                                        и  не остановить машину вовремя».
Почему?  Ответ: «Потому что при резком нажатии на тормоз машина может перевернуться. Пострадает водитель, проезжающие машины и наш Незнайка».

Решение: дети должны играть на специально оборудованных игровых площадках.