Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей и педагогов "Развитие мелкой моторики у детей с РАС".

Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и скоординировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики у детей, используя для этого различные методы и приёмы.

Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики. Обучение таким упражнениям проходит в несколько этапов. На первом этапе мы учим ребёнка имитировать движения мелкой моторики. Это как правило простые упражнений (без речевого сопровождения) с инструкцией "Сделай так" и показом модели движения. Модели движения самые разнообразные, в зависимости от особенностей и предпочтений ребенка:

· «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д. ;

· «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

· «Очки» . Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

· «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами.

· «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные вверх.

· "Замок". Сложить пальцы рук в замок.

Затем задание усложняется и ребёнку предлагается имитировать поочередно два и более движений мелкой моторики с инструкцией "Сделай так".

Игры с предметами и материалами:

Игры с прищепками.

На начальных этапах необходимо выбирать мягкие, легко открывающие прищепки. Как только ребенок освоит их, то можно заменить прищепки на более жесткие. При необходимости так же, на начальных этапах оказываем ребёнку физическую подсказку, постепенно отходя от неё. В зависимости от уровня развития ребёнка

инструкция меняется, например, если ребенок освоил имитацию, взрослый дает инструкцию "Прицепи".

Сенсорные коробки. Наполнитель в коробке может быть любым: макароны, рис, гречка, песок и др. В ёмкость помещаются различные предметы, который ребенок должен найти. Инструкция: "Дай мяч(или название любой игрушки..."

Игры с крупами. Дети с удовольствием включаются в игру: перебирают крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивают в крупе различные игрушки.

Игра «Пересыпь». Ребенок , получив инструкцию "Пересыпь" пересыпает горох из одной емкости в другую сначала правой, затем левой рукой.

Игра " Аквариум" - ребенок должен «заселить рыбку в аквариум (коробка, наполненная любой крупой), а затем «накормить» её орехами или горохом.

Бусы Бусины разного размера надеваются на проволоку после инструкции "Надень бусину!"

Застегивание, расстегивание пуговиц, молний, кнопок и шнуровка. Для данных упражнений можно использовать пособия из фетра. Так же в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, инструкции и подсказки различны. Кто - то выполняет задание по инструкциям "Расстегни", "Застегни" без подсказок, некоторые дети выполняют упражнения только с физической подсказкой. Задача педагога- постепенно ослабевая подсказки, перейти к самостоятельному выполнению задания ребенком. Такие упражнения не только развивают движения рук, но и приучают ребенка к самостоятельности. Когда навык будет сформирован, переносим его на процессы одевания и раздевания, и ребенок сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии.