Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для педагогов «Профессиональное саморазвитие педагога»

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание и саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой. Оба процесса сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству. Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию.
Изменения в современном российском образовании, принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов обращают наше внимание к одному из важных вопросов профессионального развития педагога - процессу саморазвития.
Для того чтобы учить - педагог не только отлично должен знать свой предмет и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным человеком. Поэтому саморазвитие педагога - это основной инструмент его профессионального и общественного роста, совершенствования мастерства.
Современный педагог – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с детьми дошкольного возраста, учитывая индивидуально-личностный подход; четко владеющий содержанием реализуемой программы и умеющий проектировать предметно-развивающую среду своей группы (с учетом возраста и интересов детей) и образовательной организации в целом; умеющий организовать образовательный процесс через разные виды детской деятельности; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами: Что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ее результат? Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в образовательной организации необходимо создать благоприятные условия для профессионального развития педагогов с целью формирования профессионального мышления, устойчивой потребности в профессиональном совершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
В рамках организации профессионального развития педагогов в предусмотрены следующие механизмы: работа над единой методической темой детского сада, темы творческих групп, программно-целевой и проектный подходы, постоянно-действующие семинары, педагогические советы. В результате происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность.
С развитием информационных технологий появилась возможность педагогом участвовать и в сетевых сообществах. Поддержка таких профессиональных объединений - одно их приоритетных направлений государственной политики.
Цели и задачи сетевого сообщества - совершенствование методики преподавания, обмен и распространение информации, внедрение инновационных педагогических технологий, привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса на основе единых интересов, общих дел, среды общения, интерактивности.
Сетевые сообщества также позволяют использовать разные формы работы: обучающие семинары,
виртуальные конференции,
конкурсы, акции,
"Мастерские" или мастер-классы,
опрос, обсуждение в чате,
фестиваль проектов,
создание сайтов и т. д
Это позволяет включиться в работу сообщества на любом этапе и в удобное для вас время.
Таким образом, на сегодняшний день созданы предпосылки для развития профессионализма педагогов, а разработать систему повышения профессиональной компетентности - задача каждого педагога через самообразование.
Сущность профессионального саморазвития педагога можно разделить на два подхода. Первый связан с саморазвитием самой личности педагога, второй - с положением этого педагога в той или иной системе профессиональной деятельности. Общим для того и другого подхода является, то что индивидуальные способности определенного человека и социальная среда, в которой он находится взаимосвязаны, что процесс саморазвития имеет свои этапы, что личностное развитие зависит от профессионального.
Основными компонентами профессионального развития считаются: самопознание себя с профессиональной точки зрении, постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения, своей деятельности, самоорганизация и самоуправление. 
Остановимся подробнее на этапах саморазвития педагога.
Для «самопознания» существенными характеристиками являются: логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополнение знаний о себе как профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; соотнесённость усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим.
«Самопроектирование» - выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки, разрабатывает программу саморазвития. «Самоорганизация» предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
«Самоуправление» - наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной; апробация своей авторской методической системы.
Таким образом, саморазвитие педагога - это достаточно значимый процесс в плане личностного и профессионального развития, который способствует формированию определенного стиля в профессиональной деятельности, помогающий достаточно осмысленно понять свою сущность в профессии, помогающий самосовершенствованию и становлению профессионала.
Повышение профессионального саморазвития педагогов с помощью метода проектов основывается на системном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Проектная работа - в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами проектной работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.
В заключение можно отметить, что четко выстроенная система работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет повысить профессионализм каждого педагога.