Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей и педагогов "Об интегрированном обучении детей с особыми образовательными потребностями."

Интегрированное обучение -это форма образовательного процесса, при которой дети с особыми образовательными потребностями обучаются с нормально развивающимися детьми, в единой общеобразовательной среде. 
Дети с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это новый не устоявшийся термин, где общество меняет свое   отношение к детям с нарушениями в развитии и понимает их права. В настоящее время он вытесняет употребление терминов “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и те ярлыки, которые воспринимались обществом, как обозначение ненормальности человека.
Развитие интегрированного обучения закладывает основу для выстраивания нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая трудности, делая границы между ними прозрачными. При этом дети так же получают специальную помощь и поддержку.  Интегрированное обучение является одним из условий интеграции.
Интеграция – это включение детей с особыми образовательными потребностями в общество как полноправных граждан, которые адаптируются в социуме и получают образовательные услуги.
ДОУ комбинированного вида может организовать интегрированное обучение. Сегодня можно наблюдать различные пути интеграции детей с особыми образовательными потребностями:
 - комбинированная интеграция – в нее входят дети с уровнем психофизического и речевого развития, близкие к возрастной норме. Они имеют полное право по 1- 2 человека обучаться в общеразвивающей группе, а постоянную коррекционную помощь получать в специальной группе. Эти дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения или за счёт сотрудничества с другими организациями;
- частичная интеграция – в нее входят дети не полностью способные на равных со здоровыми детьми овладеть образовательным стандартом, поэтому имеют право пребывать в общеразвивающей группе только часть дня. Образовательный процесс при этом осуществляется в специальной коррекционной группе данного учреждения;
- временная интеграция – при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;
- смешанная интеграция – где одновременно обучаются дети с возрастной нормой (две трети) и дети с определенным отклонением в развитии (не более одной трети), например: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности; количество детей имеет следующее соотношение 2 (глухие) и 8 (возрастная норма) ясельная группа, старший возраст 3 (глухие) и 8 (возрастная норма) и т.д. При таком виде интеграции в группе обязательно работает дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный   процесс.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Педагогический коллектив самостоятельно делает подборку программ (вариативных общеразвивающих и коррекционных программ). На ребенка составляется индивидуальная программа развития (ИПР).
В смешанной группе предусматриваются фронтальные и подгрупповые занятия с детьми, занятия малыми группами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Воспитатели проводят занятия в первую половину дня с норматипичными детьми, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. 
- полная интеграция – в нее входят дети с отклонениями в развитии с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещающие дошкольное учреждение наравне с детьми возрастной нормы, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями специалистов образовательного учреждения. Внешние ресурсы специализированной коррекционной помощи организуются родителями. 
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с особыми образовательными потребностями раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.