Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Повышение абилитационной здоровьесберегающей компетенции родителей детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра (РДА); с комплексными нарушениями развития. Особые образовательные потребности дифференцируются у детей разных категорий, так как определяются структурой нарушения и дефектом. Также выделяются особые потребности, характерные всем детям с ОВЗ, которые обеспечиваются при реализации специальных коррекционных принципов их образования [1, с. 68]. 
Для успешного решения задач развития, воспитания, образования детей с ОВЗ требуется совместное взаимодействие команды специалистов, всех служб медико-психолого-педагогического сопровождения с семьей ребенка, нуждающегося в особых образовательных условиях. Однако родители ребенка с ОВЗ, находясь в трудной жизненной ситуации, не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребенка с ОВЗ. В этих случаях семье трудно преодолеть кризисное состояние и оказать ребёнку необходимую помощь как для его полноценного физического и психического развития, так и для его психологического самочувствия.
Для помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ, специалисты предлагают реализацию двух консультативных направлений. Первым направлением является раннее обеспечение ребёнка с ОВЗ коррекционно-педагогической помощью, способствующей уменьшению степени существующих отклонений и максимальной социализации ребёнка в обществе. Вторым направлением является психологическая поддержка, психотерапевтическая помощь семьям с целью поддержания психологического здоровья, благоприятного психологического климата в семье для конструктивного влияния на процесс развития ребёнка.
Родителям необходимо включаться в процесс обучения и воспитания с первых лет жизни ребёнка, это позволит не только скорректировать имеющиеся недостатки в развитии ребёнка, но и предупредить появление вторичных отклонений. Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных мотиваций и знаний, дополнительных навыков и мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку [1, с. 72].
Программы абилитации детей с ОВЗ разрабатываются на основе тщательного обследования, определения актуальной и ближайшей зоны развития каждого ребенка с ОВЗ для выстраивания образовательного маршрута на основе инклюзивного или интегрированного вариантов образования [2].
Психокоррекционная помощь семье представляется системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров. Педагогическая консультативная помощь оказывается специалистами дефектологами, логопедами, олигофренопедагогами, тифлопедагогами, сурдопедагогами, службой ПМПК, а также социальными центрами.
Абилитация – это медико-социальные и психолого-педагогические мероприятия по отношению к детям с ОВЗ или инвалидам с детства, направленные на освоение ими определённых навыков, способствующих их самостоятельности, определённой независимости и адаптации к жизни.
Абилитационная компетентность родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, включает в себя следующие компетенции: педагогическую, психологическую, социальную, правовую. Абилитационная компетентность позволяет родителям осуществлять не только уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных особенностей и особенностей его личности.
Абилитационная компетентность родителей позволяет осознанно направить знания и возможности на процесс развития ребёнка. Формирование абилитационной компетентности у родителей начинается с рождения ребёнка с ОВЗ и заключается, прежде всего, в принятии ответственности за процесс развития ребёнка и желании включиться в коррекционный процесс. 
Для формирования абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ необходима специально организованная психолого-педагогическая консультативная служба для родителей в ДОО. При формировании абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ определенная роль отводится формированию следующих видов родительской компетенций [2, 
с. 92]: 
1) педагогическая компетенция – знание и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка;
2) психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учётом его возможностей;
3) здоровьесберегающая компетенция – основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение; ответственное отношение к рекомендациям врачей.
4) социальная компетенция – проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум;
5) правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства; знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.
Одним из наиболее продуктивных направлений выступает здоровьесберегающая компетенция, которая, наряду с другими, направлена на создание коррекционного режима в домашних условиях и включение в коррекционный процесс для достижения максимального возможного поступательного развития ребенка.  
Дети с ОВЗ всегда выделяются наиболее быстрой утомляемостью в своей деятельности, низкой концентрацией внимания, частой отвлекаемостью, неумением сосредотачиваться, малым объемом запоминания. Поэтому в работе с такими детьми применение здоровьесберегающих технологий является необходимым элементом успеха и результата. Комплексная, содержательная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ с применением элементов здоровьесберегающих технологий способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков;  повышению речевой активности; развитию психических процессов;  повышению работоспособности и выносливости; совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков; активизации познавательных процессов [3, с.61]. 
Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий формирует личностное, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.
Однако, успешная коррекционная работа с ребенком с ОВЗ невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа специалистов учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия родителей ребенка с ОВЗ в его образовательно-воспитательном процессе с применением здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности воспитателей ДОО, педагога-психолога и родителей детей с ОВЗ становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. 
Для формирования здоровьесберегающей компетенции родителей детей с ОВЗ целесообразна организация групповых и индивидуальных форм работы с родителями. К групповым формам взаимодействия с родителями относят: групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы, конференции, родительские собрания и пр. Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги. К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся: беседы, индивидуальные консультации, выполнение индивидуальных поручений. Наиболее широко используются консультативно-рекомендательная формы. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. 
Повышение абилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ будет способствовать успешности интегрированного образования и социализации ребенка с ОВЗ.

Список литературы
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 420с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. / М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. – М.: Школьная книга, 2014. – 240 с. 
3. Прочухаева М.М., Бородин М.В. Инклюзивный детский сад – М.: АСТ, 2014. – 268с.