Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Музыка в патриотическом воспитании дошкольника.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому основой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Патриотическое воспитание дошкольников-это та сила, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать, направлять и развивать его нравственный и духовный мир.

Мы стремимся использовать в ООД и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому

и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества. В доступной форме рассказываем детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Народные песни становятся более понятными, доступными, когда их включаем в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко используем в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Народная музыка часто звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и на утренней гимнастике. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Также используем музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери).

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти,

нежности, доброты, мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми.. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Так, в процессе подготовки празднования Дня Победы дошкольники слушают и исполняют такие песни, как «Катюша», «Три танкиста», «Смуглянка», «В землянке» и другие. На материале этих песен воспитывается уважение к ветеранам, желание наследовать лучшим качествам солдат, которые защищали родную землю. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Именно поэтому необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

В заключение хочется сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.