Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Понятие патриотизма составляют следующие компоненты: о народе, обычаях, истории, культуре. И начинать необходимо со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в детском саду, семье, на улице, во время праздников, мероприятий – как с помощью родителей, так и под руководством воспитателя. Но при этом следует не забывать, что сами по себе знания еще не являются патриотическими чувствами.

Анализ литературы и мнений различных авторов позволил сделать вывод, что патриотическое воспитание можно определить в виде отношения человека к Родине, т.е. в проявлении его любви к Родине и в верности Отечеству.

Работа во патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Поскольку в настоящее время наблюдается активный процесс депатриотизации российского общества, именно поэтому, возможности использования краеведческого материла в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть более подробно.

Мы согласны с мнением И.А.Колесниковой, которая считает, что: «смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования и культуры на формирование патриотических качеств детей» [6,с.23]

Нельзя не согласится с Н.Г.Комратовой, что равнодушие, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации духовной сферы личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [8,с.59].

Поэтому первым этапом работы, стало проведение диагностики по определению исходного уровня патриотического воспитания и представлений детей о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста. Инструментарием послужила методика по выявлению уровня знаний о родном

городе (авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова) [5].

С помощью этой методики определили, что:

-высокий уровень знаний не показал ни один ребенок;

- средний уровень знаний показали 83% (20 из опрошенных детей).

- низкий уровень знаний показали 17% (6 из опрошенных детей).

Так же в рамках данной работы был проведён опрос родителей воспитанников на предмет выявления уровня их знаний о родном городе, крае, о национальных традициях. Иными словами опрос на определение уровня развития патриотизма и патриотических чувств у родителей.

Для этого был разработан опросник, содержащий такие вопросы как: знакомы ли вы со своим генеалогическим древом; что вам известно о ваших «корнях» и вашем роде; владеете ли информации о каких-либо знаменитостях, известных людях, исторических личностях, которые являются вашими земляками; известно ли вам что-либо о национальных традициях своего края (сказки, легенды, кухня, праздники, одежда, ремесла);знакомы ли вы с информацией о значении цветов и символов на гербе и флаге своего края и своей страны; придерживаются ли в вашей семье каких-либо традиций? и т.д.

Результат опроса родителей показал, что 83% родителей имеют поверхностные представления о своем роде, о истории и традициях своего города и края. Знания ограничиваются информацией о годе основания города, о некоторых знаменитостях-современниках, таких как Федор Емельяненко. Какие-либо исторические личности прошлых времен им не известны. О символике и цветовом значении герба и флага ни осведомлен никто. Традиций в семьях так же не придерживаются. Все традиции сводятся к всеобщим - праздник Пасхи, Масленица, Рождество. Отсюда становится очевидным, что работу по патриотическому воспитанию детей необходимо проводить с обязательным привлечением родителей к этому процессу.

Изучив литературу, были сделаны выводы, что поэтапная и комплексная работа, включающая в себя использование краеведческого материала поспособствует тому, что процесс развитие патриотических чувств будет происходить наиболее эффективно.

Проведена предварительная работа с использованием бесед с показом картин, иллюстраций, фотоальбомов, чтение художественных произведений. Для выбора и проведения диагностики была изучена соответствующая литература: программу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России», методические пособия Л.А. Кондрыкинской «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» [9], Т.В. Смирновой, Т.Ю. Филипповой «Дошкольникам о родной стране»[14].

Для работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом и краем с детьми старшей группы с использованием краеведческого материала. При составлении плана и выборе тем за основу была взята программа Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России» и включили краеведческий материал. Был проведен ряд экскурсий. Наряду с этим был создан в группе краеведческий уголок - место, где собираются и хранятся предметы старины,

свидетельства человеческих судеб и многое другое. Уголок оформлен по следующим направлениям: «Достопримечательности родного края», «Историческое прошлое, культура Белгородского края», «История войны Старооскольского края», «Знаменитые люди Белгородчины».

Работа с педагогами так же являлась неотъемлемым звеном воспитательного процесса дошкольников. Для этого с педагогами был проведен семинар-практикум «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Важным условием работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является тесная связь с родителями. Взаимосвязь с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям. В ДОО проводилась презентация совместных (родители - дети - педагоги) проектов: «Генеалогическое древо», «Где мы родились», «Профессии» и т.д. А так же родители активно участвовали в создании краеведческих фотовыставок, оформлении и проведении фольклорных праздников, изготовлении для детей элементов русских костюмов.

Для реализации целей по патриотическому воспитанию в средней группе, родителям и детям было дано задание приготовить мини-книгу «Книга семейных рецептов» и фото-проект «Семейная экскурсия в парк»

В старшей группе реализовывали проект «Генеалогическое древо». Родителям и детям было дано задание подготовить проект на данную тему. Проект мог быть в виде рисунка или фотоколлажа.

В подготовительной группе была проведена фото-викторина в которой принимали участие дети с родителями. До проведения викторины родителям было дано задание познакомить детей с историей своего города и края. Историю происхождения памятных мест, отыскать фотоматериал и сравнить каким город были каким стал, какое основное направление деятельности в городе, особенности инфраструктуры города.

В конце викторины - вручение значков с историческими местами и личностями города.

В целях проверки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностика детей и повторный опрос родителей.

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующий вывод: 100% опрошенных детей уверенно отвечают на вопрос о названии родного города. 84% (22 ребенка) могут ответить на дополнительный вопрос об истории г. Старый Оскол. 69% (18 детей) безошибочно нашли герб и флаг города Старого Оскола и рассказали о них. 77% (20 детей) называют улицы города, свой домашний адрес и адрес расположения детского сада. Узнают, называют достопримечательности родного города 100% детей и 46% (12 человек), смогли рассказать о достопримечательностях и, помимо этого, смогли назвать несколько примечательных мест Старого Оскола.

Повторный опрос родителей показал, что как дети, так и родители повысили свой уровень патриотического воспитания или значительно расширили свои познания в вопросах касающихся истории и традиций родного города, страны. Очень многие родители, в процессе совместной работы, в частности, работы над проектом «генеалогическое древо» расширили свои

познания в отношении истории своих корней, своего происхождения. Во время бесед с родителями выяснилось, что проект оказался весьма интересным и познавательным для них. В процентном соотношении видно, что уровень информированности родителей вырос с 5% до 87%. затруднились с ответом и ответили отрицательно 6 и 7%.

Работа проведенная с родителями так же показала свою эффективность. Данный вывод подтвердил проведенный опрос родителей, которые отметили не только возросшие интерес и желание детей узнавать больше нового о городе, о Белгородском крае, об истории памятников, улиц, известных людях края, но и то, что сами родители стали проявлять больше интереса к истории, достопримечательностям родного города и уделять больше внимания патриотическому воспитанию детей.

Эти результаты показывают, что целенаправленное и систематическое использование краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать патриотическому воспитанию детей.