Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

«Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет посредством нетрадиционной техники рисования – «Эбру»

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П. П. Блонский.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход.

Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «Эбру», дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия «Эбру» совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать

искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знания о цвете, форме. Используя нетрадиционную технику дети развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, соприкосновение с насыщенными яркими красками, узорами, образами, именно поэтому нетрадиционная техника «Эбру» может дать толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умения мыслить нестандартно.

Искусство «Эбру» зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной «Эбру» принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в «Эбру» используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена(Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности взяли из книги Тамары Семёновны Комаровой «Обучение дошкольников технике рисования».

На основе анализа работ авторов, как Яков Александрович Пономарев и Андрей Эдуардович Симановский, были выделены условия успешного развития творческих способностей дошкольников. Это создание обстановки, опережающей развитие детей; предоставление ребенку большой свободы выбора деятельности при доброжелательной помощи взрослых; комфортная психологическая атмосфера в детском коллективе.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие творческих способностей у детей 5-7 лет посредством нетрадиционной техники рисования «Эбру». Для достижения данной цели определены следующие задачи:

· создание условий для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;

· развитие у дошкольников качеств мышления, которые формируют креативность;

· отбор методов, направленных на формирование практических умений у детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционной техники рисования;

· вовлечение родителей в совместное нетрадиционное творчество.

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике «Эбру»;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности.

На первом этапе работы, педагог знакомит детей с техникой «Эбру» необходимыми красками и загустителем для воды. В ходе эксперимента «Цветная палитра» дети научились смешивать краски и узнали, что вода имеет свойства окрашивания.

Второй этап познакомили детей со свойствами загустителя. В ходе эксперимента «Волшебная эмульсия» путем смешивания воды и крахмала получился загуститель для рисования.

Третий этап был самый интересный. Дети приступили к рисованию. Была разработана картотека игр, которая в самостоятельной и совместной деятельности педагога с детьми, знакомились с нетрадиционной техникой «Эбру». Научились смешивать краски, на загущенной воде рисовать завитки, волны, изображая рисунок в определенной последовательности. Данный нетрадиционный прием рисования развивал у детей чувство композиции, гармонии, закреплял умение передавать форму и образ.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования «Эбру» способствовала развитию творческих способностей у детей 5-7 лет, стимулировала положительную мотивацию к изобразительной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, повысила уровень развития зрительно моторной координации.